Page 45 - Журнал «Бизнес-Мир Казахстан» № 82
P. 45

– Татьяна, расскажите подробнее, что же такое    неопределенности и риска. Часто цена промедления
               data-driven-подходы и как обстоят дела с ними в   может быть несоизмеримо выше цены ошибки.
               Казахстане?                                      Экспериментируя, тестируя разные конфигурации
                                                                продуктов и структур, пробуя различные
               – Быть data-driven означает опираться            методологии, вы с гораздо большей вероятностью
               преимущественно на факты и данные, а не на чью-то   найдете более правильное решение, чем если будете
               частную позицию. А вот дела в Казахстане обстоят не   сидеть в кабинете и размышлять, анализируя
               лучшим образом. Попробую объяснить, почему.      прошлый опыт.

               Есть такое понятие – индекс дистанции власти, оно   – Какие задачи решает data-driven?
               упоминается в книге Малкольма Гладуэлла «Гении
               и аутсайдеры»: это показатель иерархичности      – Конечная цель подхода – выстроить мостик между
               общества и доверия к авторитетным людям.         прошлым и будущим. Опираясь на существующую
               Чем выше индекс, тем сложнее сотрудникам         информацию, спланировать шаги, которые с высокой
               оспаривать мнение начальства. Так вот,           вероятностью приведут к успеху в будущем.
               Казахстан – восточная страна, где традиционно
               уделяется большое внимание возрасту и статусу,   Аналитика внутренних данных помогает выявить
               отсюда распространенная практика принимать       ошибки, оценить эффективность работы, посмотреть
               большинство решений, опираясь на мнение и        общие тренды, но только для своего бизнеса.
               интуицию руководства, а не на данные. Это печально   Предсказать поведение индустрии на основе
               и ограничивает рост – как бизнеса, так и людей   среднего чека вашей клиентской базы невозможно,
               внутри него. Творческий потенциал сотрудников    вполне может оказаться, что благосостояние в
               остается незадействованным, аналитические        стране растет, но продуктовый набор вашего бизнеса
               отчеты о деятельности компании лежат мертвым     стимулирует покупателя экономить.
               грузом в архивах – это колоссальные упущенные
               возможности. Собственно, и в остальном мире от   Если вам доступны данные конкурентов – вам
               этой проблемы полностью избавиться не удалось,   повезло. Как правило, малый бизнес не публикует
               есть даже шуточный термин HIPPO – highest        свои результаты официально. В любом случае
               paid person’s opinion, то есть мнение самого     важно читать как можно больше, искать бенчмарки,
               высокооплачиваемого человека в комнате, которое   напитываться информацией о мировых трендах,
               оказывается весомее фактов.                      особенно о динамике вашей отрасли в соседних
                                                                странах со схожей экономикой.
               – Что нужно для того, чтобы быть data-driven?
                                                                Малые данные (small data) – это анализ
               – Нужно быть любопытным. Тестировать, любить     необобщенной информации о клиентах. Их
               цифры, нанимать хороших аналитиков, изучать      отзывы и пожелания, их заказы – без усреднения
               программирование, а главное – создавать внутри   значений, их «боли» и требования к сервису, вся
               компаний дата-культуру – среду, в которой мнение   история взаимоотношений бизнеса с клиентом.
               является ценным, но всегда нуждается в фактическом   Малые данные будут полезны для выявления
               подкреплении. Стремиться не только к дэшбордам,   инсайтов (неочевидных потребностей), улучшения
               показывающим в цифрах то, что уже нельзя изменить,   клиентского пути. Такая информация может дать
               а еще и к данным предиктивным, предсказывающим   импульс для более глубокого изучения рынка с целью
               и корректирующим движение процессов и принятие   доработки продукта.
               решений в режиме реального времени.
                                                                Большие данные (big data) – ультрамодное
               – Есть ли подводные камни у такого подхода?      направление, партнер и конкурент количественных
                                                                исследований. Партнер – потому что результатами
               – Существует забавный термин – analysis paralysis,   анализа больших данных можно обогатить
               аналитический паралич. Состояние руководителя    исследование, проведенное традиционными
               и компании, когда решение не принимается         методами, чтобы повысить его ценность и точность,
               непростительно долго, потому что не хватает      конкурент – потому что многие исследования
               данных для уверенности. Но мы живем в VUCA-      можно запросто заменить аналитическим отчетом,
               мире! Абсолютно в любой ситуации есть доля       достоверность которого будет равна 100%. Самая






               Самая сложная и важная задача, которая стоит перед дата-
               инженерами, – предсказать будущее, то есть выстроить
               аналитику таким образом, чтобы идентифицировать
               тренды еще до того, как они станут очевидны.




                                                                    «Бизнес-Мир Казахстан» № 4 (82), октябрь-ноябрь 2019  43
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50