Page 45 - Журнал «Бизнес-Мир Казахстан» № 82
P. 45
– Татьяна, расскажите подробнее, что же такое неопределенности и риска. Часто цена промедления
data-driven-подходы и как обстоят дела с ними в может быть несоизмеримо выше цены ошибки.
Казахстане? Экспериментируя, тестируя разные конфигурации
продуктов и структур, пробуя различные
– Быть data-driven означает опираться методологии, вы с гораздо большей вероятностью
преимущественно на факты и данные, а не на чью-то найдете более правильное решение, чем если будете
частную позицию. А вот дела в Казахстане обстоят не сидеть в кабинете и размышлять, анализируя
лучшим образом. Попробую объяснить, почему. прошлый опыт.
Есть такое понятие – индекс дистанции власти, оно – Какие задачи решает data-driven?
упоминается в книге Малкольма Гладуэлла «Гении
и аутсайдеры»: это показатель иерархичности – Конечная цель подхода – выстроить мостик между
общества и доверия к авторитетным людям. прошлым и будущим. Опираясь на существующую
Чем выше индекс, тем сложнее сотрудникам информацию, спланировать шаги, которые с высокой
оспаривать мнение начальства. Так вот, вероятностью приведут к успеху в будущем.
Казахстан – восточная страна, где традиционно
уделяется большое внимание возрасту и статусу, Аналитика внутренних данных помогает выявить
отсюда распространенная практика принимать ошибки, оценить эффективность работы, посмотреть
большинство решений, опираясь на мнение и общие тренды, но только для своего бизнеса.
интуицию руководства, а не на данные. Это печально Предсказать поведение индустрии на основе
и ограничивает рост – как бизнеса, так и людей среднего чека вашей клиентской базы невозможно,
внутри него. Творческий потенциал сотрудников вполне может оказаться, что благосостояние в
остается незадействованным, аналитические стране растет, но продуктовый набор вашего бизнеса
отчеты о деятельности компании лежат мертвым стимулирует покупателя экономить.
грузом в архивах – это колоссальные упущенные
возможности. Собственно, и в остальном мире от Если вам доступны данные конкурентов – вам
этой проблемы полностью избавиться не удалось, повезло. Как правило, малый бизнес не публикует
есть даже шуточный термин HIPPO – highest свои результаты официально. В любом случае
paid person’s opinion, то есть мнение самого важно читать как можно больше, искать бенчмарки,
высокооплачиваемого человека в комнате, которое напитываться информацией о мировых трендах,
оказывается весомее фактов. особенно о динамике вашей отрасли в соседних
странах со схожей экономикой.
– Что нужно для того, чтобы быть data-driven?
Малые данные (small data) – это анализ
– Нужно быть любопытным. Тестировать, любить необобщенной информации о клиентах. Их
цифры, нанимать хороших аналитиков, изучать отзывы и пожелания, их заказы – без усреднения
программирование, а главное – создавать внутри значений, их «боли» и требования к сервису, вся
компаний дата-культуру – среду, в которой мнение история взаимоотношений бизнеса с клиентом.
является ценным, но всегда нуждается в фактическом Малые данные будут полезны для выявления
подкреплении. Стремиться не только к дэшбордам, инсайтов (неочевидных потребностей), улучшения
показывающим в цифрах то, что уже нельзя изменить, клиентского пути. Такая информация может дать
а еще и к данным предиктивным, предсказывающим импульс для более глубокого изучения рынка с целью
и корректирующим движение процессов и принятие доработки продукта.
решений в режиме реального времени.
Большие данные (big data) – ультрамодное
– Есть ли подводные камни у такого подхода? направление, партнер и конкурент количественных
исследований. Партнер – потому что результатами
– Существует забавный термин – analysis paralysis, анализа больших данных можно обогатить
аналитический паралич. Состояние руководителя исследование, проведенное традиционными
и компании, когда решение не принимается методами, чтобы повысить его ценность и точность,
непростительно долго, потому что не хватает конкурент – потому что многие исследования
данных для уверенности. Но мы живем в VUCA- можно запросто заменить аналитическим отчетом,
мире! Абсолютно в любой ситуации есть доля достоверность которого будет равна 100%. Самая
Самая сложная и важная задача, которая стоит перед дата-
инженерами, – предсказать будущее, то есть выстроить
аналитику таким образом, чтобы идентифицировать
тренды еще до того, как они станут очевидны.
«Бизнес-Мир Казахстан» № 4 (82), октябрь-ноябрь 2019 43