Новые уловки телефонных мошенников. Как не стать жертвой?

0
70

Здравствуйте, я сотрудник банка. Кто-то пытался получить доступ к вашему счету и перевести деньги. Нам нужна ваша помощь, чтобы предотвратить незаконную операцию. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов. Вы наверняка слышали подобную историю, а может, и сталкивались с ней сами.

В попытке завладеть личными данными, а значит, и деньгами, мошенники моделируют всевозможные ситуации: выигрыши, взломы счетов, чрезвычайные ситуации с близкими. Не обходят стороной и digital-тренды. Как меняются схемы злоумышленников и как им противостоять, — рассказала Елена Терещенко, ведущий специалист отдела по борьбе с фродом компании Beeline Казахстан.

  1. Мошенники научились подделывать номера телефонов. Теперь вам могут позвонить, например, с короткого номера вашего банка. Если раньше незнакомый код страны настораживал вас, то теперь привычный набор цифр может усыпить вашу бдительность.

    Что делать? Не спешите доверять любому позвонившему. Если разговор вызвал подозрение, завершите разговор, а после сами перезвоните в упомянутую организацию и перепроверьте информацию. Если необходимо, обратитесь в полицию.

  2. Используют голосовые боты, чтобы повысить уровень доверия. Часто используют многоуровневые схемы. Например, вам звонит один бот, представляется официальным лицом организации и просит нажать «1» для продолжения. После подключается другой бот и для подтверждения личности просит ответить на ряд вопросов, в том числе и о персональных данных.

    Что делать? Некоторые советы остаются актуальными всегда. Никогда не озвучивайте персональных данных: ИИН, номер удостоверения личности, номер карты, в том числе CVV-код с оборотной стороны, код из смс-сообщения. Почти всегда инциденты происходят потому что обманутые люди сообщили эти данные. Сотрудники любых организаций, связанных с финансовыми услугами, знают о важности конфиденциальных данных и никогда не попросят их.

    Иногда вы можете слышать даже не бота, а аудиозапись. Как ее распознать? Попробуйте помолчать или задать нелогичный вопрос. Если «собеседник» не отреагировал, это повод насторожиться.

  3. Записывают ваш разговор. В этом случае задача мошенников — получить от вас четкий ответ «Да» или «Я подтверждаю». Для этого они могут задавать безобидные на первый взгляд вопросы: «Вы проживаете в Алматы?» или «Вы подтверждаете данную информацию?». С помощью записи или голосового слепка злоумышленники могут попытаться перевести деньги, взять кредит или смонтировать компрометирующую запись и требовать за нее деньги.

    Что делать? Используйте неоднозначные формулировки: «Ээээ, вроде того», «Мхм», «Наверное». Такой ход собьет алгоритм мошеннической автоматизации. А еще лучше — кладите трубку, как только заподозрили неладное.

Что делать, если вы все же сообщили какую-то информацию неизвестным?

Немедленно свяжитесь со своим банком, расскажите о ситуации и попросите заблокировать счета и операции. Напишите заявление в полицию и сохраните себе копию с номером и датой регистрации.

С развитием новых технологий и систем безопасности мошеннические схемы будут совершенствоваться и меняться, но бдительность позволит избежать большинства обманных приемов.

Куда звонить?

Вы можете позвонить по короткому номеру МВД: 9102 – отдел по борьбе с телефонными мошенниками.