«Хорошие манеры – это не слабость»

0
9171

Лилия Бадаева, специалист по этикету

Как журналист я человек наблюдательный, замечаю, отмечаю и порой даже записываю все, что кажется мне интересным: суждения, выводы, странное поведение или лайфхаки. Так уж случилось, что в последнее время в своей работе и жизненных ситуациях я встречаюсь с тем, что чаще всего моя воспитанность и желание вести себя корректно воспринимается как слабость. Ведь человек воспитанный не стремится никого обидеть, не реагирует на едкие комментарии, не льстит, не станет поучать того, кто каким-либо образом неправильно представил другого или вовсе задел, а не заметит все эти шероховатости. Наоборот, с радостью переведет тему и избавит обе стороны от неловких объяснений. Но, честно говоря, в бытовых ситуациях, да и в бизнесе тоже, отчего-то все ждут, что ты будешь, так сказать, держать удар, а если не сможешь – значит слаб. И куда- то при этом исчезают установки на вежливость, экологичность, уважение. Рамки приличия двигаются, так сказать, создают новые возможности, которые позволяют родителям нападать на преподавателей, учителей, воспитателей, не уважать труд врачей и вообще относиться к людям, словно все они тут вокруг тебя для того, чтобы обслуживать или даже служить. Поневоле приходится как-то подстраиваться под эти современные реалии и учить своих детей, чего ожидать от других. Все эти философские мысли и натолкнули меня поговорить с Лилией Бадаевой, которая не просто знает о хороших манерах все, но и обучает этому других, причем считает, что современному человеку непременно стоит быть вежливым и воспитанным.

– Какое бы вы дали определение воспитанности с учетом современных стандартов?

– Мы иногда ошибочно ставим знак равенства между воспитанным человеком и человеком высоконравственным, вежливым или образованным. Возможно, отсюда нам кажется, что и понятие «воспитанности» стало иным. Но воспитанный человек не обязательно будет высоконравственным и образованным, а вежливый человек – воспитанным…

Современные реалии, безусловно, оказывают влияние на общество, но, несмотря ни на что, само определение воспитанности, на мой взгляд, не изменилось. Воспитанность – это все то же умение вести и держать себя в обществе, уважение к окружающим.

– Зачем современному человеку этикет?

– Современному человеку этикет нужен ровно затем же, зачем он нужен был и раньше. Хорошие манеры помогают выстроить комфортное и эффективное взаимодействие с окружающими.

Знание неписаных правил выгодно выделяет человека и подсказывает, как себя вести, чтобы быть принятым этим обществом. Вы легко можете стать «своим» и не быть причисленным к «чужим». Это помогает во всех сферах жизни. Например, на собеседовании на вакантную позицию однозначно предпочтение будет отдано тому, кто умеет достойно преподнести себя и свои способности.

Владея знаниями этикета, вы не только управляете впечатлением о себе, выстраиваете корректно свой личный бренд, как любят сейчас говорить, но и можете моментально определить уровень культуры и статус другого человека. А это дорогого стоит!

– Вы знаете, к сожалению, хорошие манеры сегодня воспринимаются как слабость. Это очень четко и достаточно жестко ощущается в бизнесе. Как умело сочетать этикет и правила бизнеса по-казахски?

– Я признаюсь, что не знаю, что значит «бизнес по-казахски». Но мне доводилось сотрудничать с различными людьми в разных странах, везде есть личности с «некомфортным» поведением. Но одновременно везде я столкнулась, скажу словами Ларошфуко, с «желанием встречать вежливое обращение».

Основываясь на личном опыте, я считаю, что хорошие манеры – это не слабость, а сила и своего рода умный и, употреблю модное нынче слово, экологичный подход к окружающим. И следует всегда помнить, что достойное поведение – это демонстрация не только уважения, но и самоуважения.

– Интересно, что раньше очень осуждалось лицемерие, одних только басен Крылова об этом сколько. Сейчас принято считать, что это пережиток Советского Союза, весь этот блат и желание выслуживаться перед начальством. На самом же деле сейчас всего этого стало только больше. Теперь даже на всех курсах учат именно тому, как использовать комплименты в свою пользу. А разговоры на деловых приемах это разве что не выдержка из той самой басни Крылова, когда «не боясь греха, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Каково ваше мнение на этот счет? И как правильно делать комплименты, чтобы не переборщить?

– Любопытный вопрос, которому можно посвятить отдельную публикацию. Если быть краткой, то не стоит путать комплимент с лестью. Грань между этими понятиями для некоторых практически стирается, она действительно тонкая. Но различие есть. Это искренность.

Лесть чрезмерна, ее чувствуешь и от такого псевдокомплимента не получаешь удовольствия. Ведь что такое комплимент? Комплимент – это не просто особое выражение одобрения, не просто приятные слова, а своего рода подарок. Это подарок, от которого получает удовольствие не только получатель, но и даритель. У лести такого эффекта нет.

Стоит также помнить, что комплимент должен быть естественным, произнесен к месту и непринужденно, без театральности и чрезмерной елейной эмоциональности.

Кстати, это умение, которое появляется с практикой. Замечайте в людях хорошее и говорите им об этом каждый день, и вы скоро овладеете искусством приятного комплимента.

– Хорошие манеры как-то видоизменяются под прессингом современности? Например, русский язык, к сожалению, подстраивается под общество: кофе становится среднего рода, дозволено отсутствие склонений по падежам в названиях компаний и т. д. А как дело обстоит с этикетом?

– Правила этикета, как и многое на свете, не стоят на месте. Технический прогресс, изменение климата и даже пандемия внесли коррективы в сложившиеся ритуалы. Только за последние пару лет некоторые отказались от рукопожатий, маска стала частью нашего облачения, столп традиций британская королевская семья упрощает отношение к дресс-коду…

Поэтому можно однозначно сказать, что и этикет подвержен изменениям, но его суть остается все той же! Комфортное и приятное общение все так же неизменно важны.

– Как правильно реагировать на грубость, критику и нетактичные вопросы с точки зрения этикета?

– Есть хорошая индийская поговорка: «Низкий на все отвечает грубостью, средний – грубостью на грубость, достойный же никогда не груб». Не позволяйте другим снижать ваши стандарты поведения, не отвечайте грубостью на грубость. Я понимаю, что ситуации бывают разные и никто не идеален, но старайтесь в любой ситуации сохранять спокойствие.

А реагировать можно тоже по-разному: невозмутимо проигнорировать, сказать что-нибудь приятное в ответ, добавить иронии или отшутиться. Знакомые англичане могут извиниться. Для меня в свое время это стало открытием. Вам говорят неприятные слова, а вы извиняетесь, что сделали что-то не так, что стало результатом недовольства другого человека. Реакция может поразить вас.

Отвечая грубостью на грубость/критику/нетактичные вопросы, вы ничего не решите и скорее всего испортите надолго настроение и себе, и другому человеку, который, возможно, и не хотел быть грубым.

– Чему в первую очередь стоит обучать детей: хорошим манерам или софт скилз? Не идет ли этикет наперекор стандартам продвинутых родителей, которые, возможно, стали чрезмерно переживать за детей, оберегать от всевозможных ситуаций, беспокоиться о психоэмоциональном здоровье своих чад? Порой это пугает. В этом году последовала волна новостных  сюжетов о том, как преподаватели замечаниями якобы травмировали детей. Родители стараются научить ребенка давать сдачи, жаловаться на каждое произнесенное учителем слово и не давать ему возможности делать какие-либо замечания и т. д.

– Определение гибких навыков говорит нам, что soft skills – это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. То есть этикет – это soft skills, и ему следует обучать детей с самого раннего возраста.

Что касается второй части вопроса, то давать сдачи нужно уметь, чтобы поставить обидчика на место, но это можно сделать, оставаясь в рамках достойного поведения. Принижать статус педагога некорректно. Здесь каждый родитель для себя должен определить, для чего он отдает ребенка в учебное заведение и насколько предлагаемое поведение будет на пользу становлению его личности, как обучение отразится на будущем их детей и их собственном будущем.