Назия Каримова, коммерческий директор группы компаний Russell Bedford:
Коммерческий директор компании занимается торговыми операциями и их сопровождением. Это человек, который разделяет с генеральным директором все печали и заботы. Именно он решает, какие рынки захватывать, какие продукты или услуги выводить на рынок, чтобы приумножать прибыль. Он следит за заключением важных сделок и за поиском новых поставщиков. А еще он ищет решения по осуществлению планов продаж и снижению расходов и издержек. Мы поговорили с коммерческим директором группы компаний Russell Bedford и узнали о том, как развивается компания в период пандемии.
– Назия, расскажите о том, чем вы занимаетесь в компании, как такая молодая и хрупкая девушка справляется с внушительным списком задач такой большой фирмы?
– Я работаю в группе компаний Russell Bedford уже больше восьми лет. Изначально я пришла сюда на позицию менеджера по закупкам. За эти годы было решено много интересных задач, поэтому я регулярно продвигалась по карьерной лестнице. С этого года я занимаю должность коммерческого директора, но в том числе продолжаю курировать тендерный отдел нашей группы компаний.
– Как Russell Bedford чувствует себя сегодня на казахстанском рынке?
– Группа компаний Russell Bedford является полноправным членом Международной сети Russell Bedford International (russellbedford.com), головной офис которой находится в Лондоне. Russell Bedford International объединяет профессиональную команду и в течение уже 30 лет оказывает помощь своим клиентам по всему миру, строя взаимоотношения на основании стабильного и безопасного сотрудничества.
В Казахстане же сейчас мы являемся кластером, представляющим собой группу компаний, которая имеет свои региональные представительства в Алматы, Нур-Султане, Семее, Усть-Каменогорске и Актау. Общая численность сотрудников сегодня – более 80 человек.
Спектр услуг, оказываемых нашими компаниями, включает в себя проведение налогового и финансового аудита, оценку активов, консалтинг в областях бизнес-планирования, маркетинга и оценки рентабельности.
Специалисты нашей компании имеют солидный стаж аудиторских проверок крупных организаций в различных секторах экономики и обладают глубокими знаниями по бухгалтерскому, налоговому, валютному и гражданскому законодательству. Мы входим в семерку лучших компаний, поскольку всего семь казахстанских аудиторских компаний допущены на торговую площадку KASE для проведения аудита листинговых компаний, а также являемся участником МФЦА.
– Как вы оцениваете динамику спроса на инициативный аудит? Компании из каких отраслей сейчас выступают вашими основными заказчиками?
– В основном мы работаем с представителями крупного и среднего бизнеса. Что касается малого бизнеса, то МСБ чаще обращается за инициативным аудитом, но таких клиентов у нас немного. Как вы понимаете, чаще всего компаниям требуется инициативный аудит, когда предстоит налоговая проверка, происходит изменение организационно-правовой формы предприятия, случился конфликт у собственников бизнеса.
– Как изменилась востребованность на аудиторские и консалтинговые услуги за последний год? Внесла ли коррективы пандемия?
– В последнее время существенно возросли объемы аудита отчетности, составляемой в соответствии с МСФО. Растет спрос на услуги, связанные с управленческим и IT-консалтингом. Большинство компаний сегодня заинтересовано в использовании информационных технологий в управлении бизнесом, ведь IT-технологии позволяют делать бизнес более наглядным, контролируемым и прогнозируемым. Поэтому возрастает и роль деятельности, связанной с информационной поддержкой бизнес-процессов – роль консалтинга в сфере информационных технологий. Именно этим занимается новое подразделение группы компаний Russell Bedford: наши специалисты делают независимую экспертную оценку эффективности использования информационных технологий, занимаются оптимизацией затрат на внедрение IT-решений, проводят оценку уровня автоматизации.
Также стали более востребованы услуги в области финансового консалтинга: ведение бухгалтерского учета, аутсорсинг учетных функций, постановка систем внутреннего контроля и управления рисками. В нашей группе компаний аудиторы консультируют клиентов по широкому кругу вопросов учета и юридических проблем.
Хочется отметить, что появление аудиторов в компаниях продолжает вызывать стресс, но все-таки появилось понимание того факта, что аудитор не враг, а профессиональный помощник и защитник интересов компании, задача которого – предупреждение кризисного финансового состояния.
– А чем именно так помогает аудиторская проверка?
– Если вы получаете положительное заключение по результатам проверки аудиторской фирмы, то это безусловно способствует росту доверия к вашему бизнесу, укрепляет деловую репутацию. В результате повышается инвестиционная привлекательность компании, а также облегчается процесс получения банковских кредитов. Кроме того, хороший аудитор раскрывает риски, те, что есть сегодня, и даже те, которые могут возникнуть в перспективе, и дает рекомендации по их устранению и последующей минимизации. Аудиторская проверка – это очень полезное и эффективное мероприятие, подтверждение честности и открытости бизнеса.
– В чем заключается специфика работы вашего тендерного отдела?
– Тендерный отдел – это структурное подразделение, продающее услуги. Мы принимаем участие в государственных и коммерческих закупках. Большим компаниям не обойтись без тендерного отдела, от него зависит успех всей деятельности и развитие предприятия.
На данный момент количество запросов на тендеры увеличилось, однако до каких-то реальных процедур дошли не все. Часть тендеров перенеслась на будущий год.
Основная специфика в этом вопросе заключается в том, что нужно аккуратно следить за ценовыми предложениями, чтобы исключить необеспеченные цены и жесткий демпинг, который всегда присутствует на рынке в большом объеме.
Компаний много, конкуренция достаточно серьезная. Но несмотря на контроль, на рынке достаточно много недобросовестных аудиторов. А проведение проверки неквалифицированным специалистом – не просто бесполезно, но и вполне может привести к серьезным убыткам. В профессиональной аудиторской фирме, такой как наша группа компаний, всегда есть возможность перепроверить результаты несколько раз. Поэтому, обращаясь к вашим читателям, хочу убедить их в том, что не надо экономить на аудите, ваши потери обойдутся гораздо дороже.
Текст: Леонид Степанов
Фото: Вероника Полбина