Культурный Казахстан в цифрах и статистике

0
3093

Показателем высокого уровня жизни любой страны является то, насколько распространены в ней культурные мероприятия, и, соответственно, какие возможности имеют граждане, чтобы их посещать. В мировых рейтингах доли затрат на досуг в личном бюджете домохозяйств – ключевой индикатор стабильности всей экономики государства и человеческого развития нации. В том, какими показателями может похвастаться Казахстан в этом вопросе, нам помог разобраться крупнейший в стране сервис по онлайн-продаже билетов на культурные и развлекательные мероприятия – «Тикетон». Начав свою работу в 2012 году, он успел аккумулировать значительный объем информации о предпочтениях граждан, их вовлеченности в культурную жизнь страны и тенденциях развития всей сферы в целом, а также в разрезе каждого из 20 городов своего присутствия.

Киноиндустрия, являясь наиболее широко распространенной по всему миру, представляет собой для большинства граждан самый доступный вид досуга. Сумма, необходимая для похода в кино, иными словами, средний чек, включающий в себя 2,5 билета в среднем, варьируется в зависимости от города Казахстана – от минимального в 947 тенге в городе Семее до максимального в 2040 тенге в Шымкенте.

При этом на конец 2019 года в Республике Казахстан действовал 101 кинотеатр и 372 зала. Темп роста кинотеатральной сети по отношению к 2018 году составил +5,2% по количеству кинотеатров и +16,2% по количеству залов. Плотность кинозалов на 100 тысяч населения в целом по стране составила 2 зала. Данные по РК в сравнении со странами Центральной Азии по этому показателю значительно лучше, но в сравнении с такими странами, как Российская Федерация и США, отставание составляет 2 и 6 раз соответственно.

По состоянию на 31 декабря 2019 года
Источники: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, РФ, США.

При этом за 2020 год в Казахстане полностью прекратили свою деятельность три кинотеатра, во многом из-за неблагоприятного влияния карантинных ограничений, наложенных на эту сферу бизнеса.

Театральная жизнь Казахстана также представляет особый интерес. Город Алматы подтверждает свое звание культурной столицы Казахстана – в нем ведут свою деятельность сразу 25 театров – практически 30% от общего числа театров (84). При этом если в других городах Казахстана в большинстве случаев присутствуют только государственные театры, то в Алматы активно развиваются частные, экспериментальные, независимые театры и студии. Их количество достигло 14 в 2021 году.

Говоря о развлекательных объектах и мероприятиях в целом, стоит отметить значительную активность покупок в двух основных городах страны. Здесь генерируется более 85% всех онлайн-продаж в данной сфере. Это связано не только с числом досуговых объектов, но и с активностью жителей городов в направлении онлайн- покупок. В Алматы и Нур-Султане доля онлайн-продаж в среднем превышает 33–36% и отличается в зависимости от категорий: от 17–20% в кинотеатрах до 67–71% в театрах и концертных мероприятиях, где эксклюзивность событий, а следовательно, мотивация к заблаговременной покупке билетов на них в режиме онлайн значительно возрастают. В региональных городах страны тенденция к электронной покупке билетов только набирает обороты. По данным сервиса «Тикетон», потребуется еще порядка 2,5–3 лет активной работы, чтобы показатели могли достичь цифр, сопоставимых со столичными.

Распределение долей городов Казахстана по количеству онлайн-транзакций на развлекательные мероприятия. По данным сервиса Ticketon.kz

Также любопытным остается факт того, что основными покупателями билетов на культурные, спортивные и развлекательные мероприятия являются женщины. Причем соотношение в их пользу в разных возрастных категориях увеличивается по мере увеличения возраста. Что наводит на мысль о том, что в семьях решения о культурной жизни принимают хранительницы очага, в то время как среди молодой аудитории – до момента основного возраста вступления в брак, 24–25 лет, мужчины проявляют большую активность. Возможно, приглашая девушек на свидания.

Стоит отметить, что принятие решений о проведении досуга также в значительной мере зависит от дня недели – казахстанские зрители склонны к принятию спонтанных решений о покупке и зачастую приобретают билеты за день или непосредственно в день мероприятия. Особенно это заметно в категории кино. Самое активное время приобретения билетов ограничивается 2–2,5 часами до начала сеанса.

Таким образом, на выходные дни приходится почти 45% от всех продаж билетов в кино, а самая низкая активность наблюдается в разгар рабочей недели – по средам. На нее приходится чуть меньше 9% от общего объема продаж. Четверг дает старт новому повышению зрительской активности, ведь именно в этот день традиционно на экраны кинотеатров выходят премьерные фильмы в мире.

Показатели продаж билетов в кино по дням недели, %

В таких категориях, как эстрадные концерты зарубежных звезд, антрепризные спектакли и ожидаемые премьеры в театрах, зрители подходят к приобретению билетов более осознанно и стараются планировать посещение мероприятий заранее, приобретая билеты на раннем этапе продаж, тем самым гарантируя себе не только лучшие места в зале, но и зачастую лучшую цену билета, так как обычно с приближением даты события организаторы повышают цены.

Показатели продаж билетов в театры по дням недели, %

Крупные эстрадные концерты в основном проходят в четырех городах Казахстана – Алматы, Нур-Султане, Караганде и с недавних пор в Шымкенте. Именно в эти города с удовольствием приезжают выступать звезды стран СНГ, а иногда и дальнего зарубежья, хотя такие концерты, к сожалению, проходят крайне редко. Причиной тому в основном становится экономический фактор – организаторы крупномасштабных концертов звезд первой величины зачастую рассчитывают на привлечение многотысячной зрительской аудитории, что в масштабах городов с миллионным- полуторамиллионным населением сделать крайне сложно. Вот и летят артисты выступать в мегаполисы типа Москвы. Но, как отмечают в «Тикетоне», ситуация в ближайшее время может кардинально измениться.

«Мы рассчитываем, что у всего Казахстана вскоре появится реальный шанс стать площадкой для выступления крупнейших эстрадных звезд мирового уровня. Именно этот проект был одной из стратегических задач нашей компании, так как мы в том числе занимаемся организацией собственных концертных мероприятий. За годы своей работы мы успели выстроить мощную сеть продаж по всем крупнейшим городам Центральной Азии (сервис также успешно работает в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане), и это позволяет нам теперь планировать масштабные выступления артистов, способные привлечь по доступной цене жителей всех ближайших городов, а это уже рынок в несколько миллионов потенциальных зрителей. Конечно, проекты такого масштаба мы планируем реализовывать только после полного восстановления эпидемиологической ситуации в целом в стране и экономической ситуации непосредственно на концертном рынке, когда ограничения на проведение концертов будут полностью сняты», – отмечает Виктория Торгунакова, генеральный директор компании «Тикетон».

Коснемся также такой сферы досуга, как внутренний туризм. Главные туристические маршруты, самые привлекательные природные комплексы Казахстана никогда еще не испытывали такого наплыва посетителей, жителей страны, как в период карантинных ограничений. Главные достопримечательности Казахстана сосредоточены в Алматы и Алматинской области, также особый интерес для туристов представляют собой окрестности Актау с инопланетными пейзажами Мангистау. В других регионах Казахстана жители городов имеют меньше шансов посетить прекрасные окрестности, не выезжая далеко из собственного города.