Page 70 - Журнал «Бизнес-Мир Казахстан» № 82
P. 70
ПРАВО
соответствующие изменения и (или) дополнения, и требований к обороту в целом. Если обратиться к
в случае несогласия государственный орган определениям, данным в нашем законодательстве,
направляет обоснование причин несогласия. то:
Кроме того, мы знаем о портале «Открытые «Лекарственное средство (ЛС) – это средство,
НПА» в рамках открытого правительства в представляющее собой или содержащее вещество
Казахстане – это единая площадка для обсуждения либо комбинацию веществ, вступающее в контакт
разрабатываемых законопроектов. Теоретически с организмом человека, предназначенное для
каждый может ознакомиться с проектом, высказать лечения, профилактики заболеваний человека
свое мнение и принять участие в разработке НПА и или восстановления, коррекции или изменения
концепций законопроектов. его физиологических функций посредством
фармакологического, иммунологического либо
В реальности большого влияния на содержание метаболического воздействия, или для диагностики
законопроектов общественность, на наш взгляд, заболеваний и состояния человека;
пока не имеет. Это связано как с недоработанной
процедурой публичных слушаний и их малой Биологически активные добавки (БАД) – это
эффективностью, так и порой с пассивной позицией природные и (или) идентичные природным
самих граждан. биологически активные вещества, а
также пробиотические микроорганизмы,
– Как фармкомпании справляются с запретами предназначенные для употребления одновременно
на продвижение их продукции? Есть ли такие с пищей или введения в состав пищевой
методы продвижения продукции, на которые продукции».
законодательство пока просто не обратило
внимания? Можно ли утверждать, что сейчас БАДы не относятся к лекарственным средствам.
фарма будет намного активнее использовать Их производство и оборот регулируются
digital-каналы? Регулируется ли как-то законодательством, посвященным безопасности
законодательно распространение информации в пищевой продукции.
соцсетях, у блогеров и т. д.?
Согласно Правилам проведения работ по научно
– Безусловно, фармкомпании столкнулись с обоснованному подтверждению безопасности
серьезными трудностями в продвижении своей биологически активных добавок к пище,
продукции. Отдельные компании прекратили утвержденным Приказом министра национальной
любые визиты к врачам, отдельные сохранили экономики Республики Казахстан от 28 июня
такую активность, но скорректировали 2016 года № 287, целью научного обоснования
цели таких контактов, используя некоторые является научное подтверждение безвредности
допущения и противоречия в законе. Стали БАДа, отсутствия негативного влияния на здоровье
больше проводить и принимать участие в населения и эффективности его применения.
предусмотренных Правилами продвижения Экспертным советом по регистрации БАДов,
ежедневных врачебных конференциях, среди прочего, осуществляется анализ состава
научно-практических конференциях, БАДов на соответствие требованиям технических
специализированных семинарах. регламентов Евразийского экономического союза,
анализ результатов исследования безопасности
В любом случае вся фарминдустрия более БАДов.
внимательно и активно изучает и внедряет
инструменты digital marketing, включая То есть в рамках нормативного регулирования,
соцсети, мессенджеры, специализированные смешения и подмены понятий ЛС и БАД не должно
сайты и платформы и др. Напрямую такие происходить.
способы продвижения не регулируются
специальными законами. Но нельзя забывать – Штрафы за нарушение законодательства
об общем нормативном регулировании СМИ, в области продвижения лекарственных
информатизации, цифровизации, защите препаратов невелики. Есть ли вероятность,
персональных данных и других отношениях, в что фармкомпании просто могут включать их в
которые вовлекаются участники в рамках digital маркетинговый бюджет?
marketing.
– Вопрос об ответственности за нарушение
– Влекут ли все эти запреты на рекламу ограничений по этическому продвижению
последствия в виде того, что многие достаточно спорный. Несмотря на наличие иных
лекарственные препараты теперь мнений, мы считаем, что факт непосредственно
регистрируются как БАДы, чтобы не потерять визита к врачу не является составом конкретной
возможности активно продвигаться и продавать статьи Кодекса РК об административных
продукцию без рецептов? правонарушениях. При этом существуют
положения КоАП РК, которые, возможно,
– Лекарственное средство и БАД – разные понятия могут быть использованы при привлечении к
не только в силу их фактического состава и административной ответственности за нарушение
предназначения, но в силу разного регулирования этического продвижения лекарственных средств.
68 «Бизнес-Мир Казахстан» № 4 (82), октябрь-ноябрь 2019