Page 70 - Журнал «Бизнес-Мир Казахстан» № 82
P. 70

ПРАВО


          соответствующие изменения и (или) дополнения,     и требований к обороту в целом. Если обратиться к
          в случае несогласия государственный орган         определениям, данным в нашем законодательстве,
          направляет обоснование причин несогласия.         то:
          Кроме того, мы знаем о портале «Открытые          «Лекарственное средство (ЛС) – это средство,
          НПА» в рамках открытого правительства в           представляющее собой или содержащее вещество
          Казахстане – это единая площадка для обсуждения   либо комбинацию веществ, вступающее в контакт
          разрабатываемых законопроектов. Теоретически      с организмом человека, предназначенное для
          каждый может ознакомиться с проектом, высказать   лечения, профилактики заболеваний человека
          свое мнение и принять участие в разработке НПА и   или восстановления, коррекции или изменения
          концепций законопроектов.                         его физиологических функций посредством
                                                            фармакологического, иммунологического либо
          В реальности большого влияния на содержание       метаболического воздействия, или для диагностики
          законопроектов общественность, на наш взгляд,     заболеваний и состояния человека;
          пока не имеет. Это связано как с недоработанной
          процедурой публичных слушаний и их малой          Биологически активные добавки (БАД) – это
          эффективностью, так и порой с пассивной позицией   природные и (или) идентичные природным
          самих граждан.                                    биологически активные вещества, а
                                                            также пробиотические микроорганизмы,
          – Как фармкомпании справляются с запретами        предназначенные для употребления одновременно
          на продвижение их продукции? Есть ли такие        с пищей или введения в состав пищевой
          методы продвижения продукции, на которые          продукции».
          законодательство пока просто не обратило
          внимания? Можно ли утверждать, что сейчас         БАДы не относятся к лекарственным средствам.
          фарма будет намного активнее использовать         Их производство и оборот регулируются
          digital-каналы? Регулируется ли как-то            законодательством, посвященным безопасности
          законодательно распространение информации в       пищевой продукции.
          соцсетях, у блогеров и т. д.?
                                                            Согласно Правилам проведения работ по научно
          – Безусловно, фармкомпании столкнулись с          обоснованному подтверждению безопасности
          серьезными трудностями в продвижении своей        биологически активных добавок к пище,
          продукции. Отдельные компании прекратили          утвержденным Приказом министра национальной
          любые визиты к врачам, отдельные сохранили        экономики Республики Казахстан от 28 июня
          такую активность, но скорректировали              2016 года № 287, целью научного обоснования
          цели таких контактов, используя некоторые         является научное подтверждение безвредности
          допущения и противоречия в законе. Стали          БАДа, отсутствия негативного влияния на здоровье
          больше проводить и принимать участие в            населения и эффективности его применения.
          предусмотренных Правилами продвижения             Экспертным советом по регистрации БАДов,
          ежедневных врачебных конференциях,                среди прочего, осуществляется анализ состава
          научно-практических конференциях,                 БАДов на соответствие требованиям технических
          специализированных семинарах.                     регламентов Евразийского экономического союза,
                                                            анализ результатов исследования безопасности
          В любом случае вся фарминдустрия более            БАДов.
          внимательно и активно изучает и внедряет
          инструменты digital marketing, включая            То есть в рамках нормативного регулирования,
          соцсети, мессенджеры, специализированные          смешения и подмены понятий ЛС и БАД не должно
          сайты и платформы и др. Напрямую такие            происходить.
          способы продвижения не регулируются
          специальными законами. Но нельзя забывать         – Штрафы за нарушение законодательства
          об общем нормативном регулировании СМИ,           в области продвижения лекарственных
          информатизации, цифровизации, защите              препаратов невелики. Есть ли вероятность,
          персональных данных и других отношениях, в        что фармкомпании просто могут включать их в
          которые вовлекаются участники в рамках digital    маркетинговый бюджет?
          marketing.
                                                            – Вопрос об ответственности за нарушение
          – Влекут ли все эти запреты на рекламу            ограничений по этическому продвижению
          последствия в виде того, что многие               достаточно спорный. Несмотря на наличие иных
          лекарственные препараты теперь                    мнений, мы считаем, что факт непосредственно
          регистрируются как БАДы, чтобы не потерять        визита к врачу не является составом конкретной
          возможности активно продвигаться и продавать      статьи Кодекса РК об административных
          продукцию без рецептов?                           правонарушениях. При этом существуют
                                                            положения КоАП РК, которые, возможно,
          – Лекарственное средство и БАД – разные понятия   могут быть использованы при привлечении к
          не только в силу их фактического состава и        административной ответственности за нарушение
          предназначения, но в силу разного регулирования   этического продвижения лекарственных средств.

     68   «Бизнес-Мир Казахстан» № 4 (82), октябрь-ноябрь 2019
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75