Рынок связи за последние годы развивается достаточно бурно: телекоммуникационные сети претерпели революционный скачок скорости. Чтобы не тормозить, государство решило пойти по пути демонополизации. Эксперты приветствуют этот шаг, но предлагают обратить внимание на опыт рынка MVNO, который за последние пять лет вырос в два раза, и уделить внимание развитию остающегося в госсобственности оператора.
В течение года планируется прямая адресная продажа ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Tele 2 и Altel). Об это министерство национальной экономики проинформировало в опубликованном проекте поправок постановления правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы». Таким образом, МЦРИАП за счет дробления АО «Казахтелеком» рассчитывает увеличить конкуренцию на рынке связи, заставив всех игроков уделять больше внимания качеству услуг и снизить цены. Насколько оправдан этот шаг, высказались эксперты.
Как сохранить баланс интересов?
Инициативу МЦРИАП полностью разделяет основатель агентства 2B Agency, эксперт по телекоммуникациям Алексей Бендзь:
«Если ты монополист – зачем тебе развивать сервис, внедрять новые технологии и повышать качество услуг? Ведь у клиентов нет альтернативы – они вынуждены пользоваться тем, что им предлагают. То же самое касается цен», – считает эксперт.
Иного мнения придерживается международный эксперт Арман Абдрасилов, отмечая, что МЦРИАП каких-то значимых аргументов в пользу демонополизации не приводит. Учитывая, что оптоволоконная связь останется в собственности АО «Казахтелеком», новым владельцам придется заключать с ним контракты. Как пример – «Билайн».
«Чуда не произойдет из того, что предлагает сделать МЦРИАП по отделению оператора. Потому что маржинальность всех операторов в большей степени состоит из инфраструктуры за счет синергизма с другими компаниями», – отмечает спикер.
Не все эксперты считают, что демонополизация будет способствовать снижению цены на связь. Как отмечает предприниматель и бизнес-эксперт блога об экономике taj.report Ерлан Тажибаев, надо понимать, что рынок сформирован.
«И вот заходит новый игрок, от которого требуется большие вложения в создание новой инфраструктуры. И это может повлиять на качество услуг, напрямую коснувшись пользователя. И нет гарантии, что его затраты не перенесутся на потребителя», – отмечает эксперт.
Существует ряд факторов, которые вызывают сомнения по поводу эффективности данного шага, считает ректор университета «Мирас» Нуркен Халыкберген.
«Во-первых, есть предположение, что в тарифы и цены на услуги сотовой связи не будут падать, а наоборот. Во-вторых, разделение большой компании на меньшие единицы может привести к временному снижению качества обслуживания из-за разделения ресурсов, переориентации бизнес-процессов и возможного сокращения штата. Рассчитывать, что кто-то из внешних инвесторов готов идти на наш рынок и вкладываться в развитие новых сотовых операторов – утопично»,– подчеркнул эксперт.
Один провод на всех
Связь – один из ключевых элементов современной стремительно экономики. И если темпы ее развития замедлятся, это негативно скажется на множестве других отраслей. С осторожностью призывает относиться к этому вопросу руководитель Евразийской сети экспертов в области цифровизации (EDEN) Дмитрий Шедко: «Рынки связи в странах СНГ по размерам своей капитализации достаточно малы. И это становится ключевым фактором, тормозящим инновации. Коммерческие операторы хорошо умеют считать деньги и, как правило, не спешат серьезно вкладываться в новые технологии и новый уровень качества до того, как вернут инвестиции в предыдущие поколения технологий. Если компания-инвестор понимает, что ее будущие доходы не гарантированы, она начинает осторожничать с инвестициями, или вовсе сворачивает свою деятельность в стране».
По мнению сооснователя и управляющего партнера холдинга MOST Павла Коктышева, существует ряд факторов, вызывающих сомнения по поводу реальной эффективности отделения активов «Казахтелекома».
«С точки зрения инфраструктуры – стране необходима одна высокотехнологичная опорная сеть с большим резервом мощности. Если посмотреть на любую из крупных рыночных экономик, можно увидеть, что число инфраструктурных операторов остается стабильно невысоким, а конкуренцию и развитие новых услуг обеспечивают действующие на их сетях виртуальные операторы – так называемые MVNO. Их в каждой стране насчитываются десятки. Такие операторы более гибки, занимаясь сервисом и продуктами вокруг цифрового бизнеса. Схоже устроен и европейский рынок электроэнергии. Провод один – поставщиков много. Это, на мой взгляд, один из оптимальных подходов к созданию конкуренции. Инфраструктурные операторы обеспечивают физический доступ клиентов к сети, MVNO – разные по цене, качеству и составу пакеты услуг. Такого рода операторы показывают более высокую эффективность в работе с компаниями и стартапами».
Если взглянуть на развитие рынка США, там после процесса демонополизации в 1984 году появилось 24 компании, работавшие в разных частях страны. После снятия антимонопольных ограничений серия слияний и поглощений оставила на рынке только тройку сильнейших игроков, а на долю AT&T приходится около 46,9% рынка. При этом на сетях этих крупнейших операторов работают десятки MVNO.
Социальные ориентиры
Хорошо или плохо, что большая часть интернет- и телекоммуникационных компаний сконцентрирована в одной? По мнению Ерлана Тажибаева, для развития рынка, инфраструктуры и долгосрочного планирования – хорошо. Что касается потребителя, то, скорее, нет. «Казахтелеком» сильно влияет на рынок.
«Во-первых, он монополизировал всю инфраструктуру. Во-вторых, он в чем-то опаздывает в развитии по технологиям. Не потому, что он плохой, в большой корпоративной структуре, ориентированной на монополию доли в рынке, не всегда есть желание ускоряться в развитии. Когда есть конкуренция, это происходит быстрее. Но мы не можем говорить, что после этого рынок ускорится, любой игрок должен себя на нем найти», – считает эксперт.
И еще один немаловажный факт: Казахстан географически большая страна при небольшой плотности населения. Никогда сельский округ не окупит вложенные средства в инфраструктурные затраты, чтобы туда пришла современная связь. «Казахтелеком» это делает, поскольку он – государственная компания.
У Антона Шина более оптимистический взгляд на эту точку зрения:
«Как только операторы связи в своей конкуренции достигнут какого-то пика, то настанет черед неосвоенных территорий. Многие уже устремили взгляд в сторону сельской местности – это конкурентная борьба», – отмечает эксперт.
А Дмитрий Шедко уточняет, что помимо доступности услуг связи в
сельской местности, качественная инфраструктура требуется образованию и здравоохранению – сферам, не слишком интересным операторам в коммерческом смысле.
«Есть широкий спектр государственных информационных ресурсов и цифровых услуг. Кто и как будет поддерживать функционирование этой системы, стоит задуматься заранее», – отмечает эксперт
Итог
Разноплановое мнение экспертов относительно грядущих изменений на рынке связи, всегда хорошо. Часть поддерживает намерение государства, но призывают принять во внимание большое количество факторов, которые не могут быть решены разовой акцией демонополизации. В данном вопросе стоит обратит внимание на мировой опыт развития виртуальных операторов (MVNO), которые, могли бы укрепить конкурентную среду и расширить перечень и качество предоставляемых услуг.