Казахстан атакуют: Кто стоит за информационной атакой на страну?

0
1488

Интернет заполонил масштабный вброс фейковой информации, которая выдаётся за якобы независимое европейское расследование. Статья была опубликована малоизвестным швейцарским сайтом Public Eye, а в Казахстане ее активно разгоняют телеграм-каналы, связанные с беглыми олигархами Аблязовым и Турсунбаевым.

В материале говорится о якобы бизнесе, который был у семьи Токаева в нулевые-десятые годы. Однако единственное доказательство, которое приводится в статье, это якобы взломанные электронные письма, доказать подлинность которых невозможно.

Мы попытались связаться с сайтом Public Eye, который принадлежит некой неправительственной организации, однако номер телефона, указанный на сайте, оказался поддельным, а на заявленную «расследователями» почту нам никто не ответил.

Сайт Public Eye живет на пожертвования и не раскрывает своих спонсоров. То есть, теоретически любой может задонатить этой НПО крупную сумму и попросить написать нужный материал. Ранее Public Eye неоднократно сообщал о проблемах с финансированием и призывал жертвовать ему средства на существование.

Примечательно, что из более менее известных изданий материал Public Eye опубликовал лишь такой же грантовый сайт «Аззатык», который, впрочем, отметил, что не может подтвердить подлинность писем, опубликованных расследователями. Другие же издания не взяли этот материал даже фрагментарно, что вызывает большие вопросы о его достоверности.

Сомнительный материал появился сразу же после старта избирательной кампании в Казахстане и направлен точечно против Токаева как фаворита этих выборов. Об этом говорят все эксперты, высказавшиеся по теме.

«Не успела в Казахстане начаться президентская избирательная кампания, проходящая на фоне призрака Третьей мировой войны, как в информационное пространство потёк фабрикат. Швейцарская НПО опубликовала электронные письма без актуальных меток, датированные 2006 годом и подразумевающие некую связь баллотирующего на второй срок действующего казахстанского президента с бизнес-процессами неясной природы. Очень своевременный слив», — пишет политический аналитик Газиз Абишев.

С ним солидарен и директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев, который отмечает, что многим в Казахстане не нравится политика Токаева, направленная на разрушение старой системы и превращения Казахстана в конкурентного игрока на мировой арене.

«На Казахстан и персонально Главу государства начались атаки. Это либо прямое вмешательство в наше информационное поле техническими методами, либо сфальсифицированная слепка медийных материалов. Многим, мягко говоря, не нравятся, как проводимые экономические и политические реформы внутри страны, так и наша внешнеполитическая активность. К тому же, у нас начался основной электоральный цикл на фоне геополитического обострения», — считает Сельтеев.

Абишев задается резонным вопросом – почему эта информация всплыла именно сейчас? Если у Токаева действительно был бы бизнес и к нему были бы вопросы, то в 2011 году, когда Генсек ООН Пан Ги Мун объявил о желании назначить Токаева своим заместителем, самые высокие мировые организации забраковали бы его кандидатуру, поскольку перед таким назначением проводится тщательнейшая проверка. Да и в 2011-2013 годах, когда Токаев уже работал в Женеве, вопросов у ООН не было.

«Почему в 2019-2021 годах Храпунов, Аблязов и прочие зарубежные оппозиционеры, совершенно точно собиравшие и собирающие информацию на казахстанскую власть, не опубликовали эту новость? Да в конце концов, почему Масимов и Ко. не сделали этого в конце 2021 года, если им уж так претило президентство Токаева? Быть может, потому что всё это время ни у кого этой информации не было? И вдруг, в период президентской кампании и геополитического шторма, она совершенно кстати возникла», — отвечает на свой же вопрос эксперт.

Абишев считает, что за фейковым компроматом на Токаева могут стоять: а) отодвигаемые старые элиты, которые пытаются вернуть власть; б) зарубежные оппозиционеры, которые жаждут отомстить Токаеву и повысить свои шансы на возвращение в страну и в крупный бизнес; в) россияне, которые в последнее время жутко недовольны самостоятельной международной политикой Токаева; г) отдельные политические круги на Западе, которые были бы не против превратить Казахстан в инструмент против России и Китая.

Такого же мнения придерживается и Сельтеев.

«Здесь три ключевые группы бенефициаров: «старая» элита, оказавшаяся за бортом Нового Казахстана после январских событий; «старые» воры, сбежавшие с миллиардами долларов за рубеж более 10 лет назад и называющие себя оппозиционерами, которых якобы преследуют по политическим мотивам; внешнеполитические «друзья», которые заботятся только о своих личных интересах под видом государственных», — резюмировал эксперт.

Очевидно, есть много заинтересованных в ослаблении Токаева из-за его реформ в Казахстане и многовекторной международной политики. Эксперты прогнозируют сложную избирательную кампанию. Впрочем, нет сомнений, что демократизация страны и все большая прозрачность ее институтов позволят Казахстану пройти этот тест на отлично.