Дамир Курманов, наставник по личному бренду для предпринимателей и экспертов @damir_kurmanov
– Кто такой эксперт? Как его отличить от инфоцыгана?
– Эксперт – это профессионал в какой-либо области, высококлассный специалист по какому-то вопросу, человек, который обладает знаниями, навыками и инструментами в этой теме и может объяснить, как из точки А дойти до точки В. Это человек, который сам проделал этот путь и сможет провести другого человека. Он точно знает, с какими проблемами тот столкнется на каждом этапе, и обучает навыкам решения этих проблем. В итоге это позволяет подопечному не останавливаться на достигнутом или не бросать начатое при виде трудностей, сэкономить время, нервы и деньги на самостоятельные ошибки, из-за которых он не будет видеть решения.
Для меня эксперт – это тот, кто способен передать технологию перехода с одного уровня на другой.
Инфоцыган – это тот, кто сам вряд ли успешно прошел из точки А в точку В, но он много читал о том, как это делали другие, он, так сказать, в теме, поэтому ей и обучает. Вся информация не прикладная, а общая. И он не способен обучить навыку другого человека.
Яркий пример – большинство тренингов, которые передают общую информацию, в основном все эти тренинги имеют одинаковое содержание и являются не чем иным, как сборной солянкой выдержек и цитат из книг известных авторов. Порой некоторые преподаватели вузов, к сожалению, тоже работают по такой же схеме – дают теоретические знания, которые чаще всего не имеют никакого отношения к реальному миру, не использовались автором курса в личной практике, поэтому такой преподаватель не способен научить студентов навыкам.
– Кто определяет экспертность? Ее степень? Как понять самому, что ты эксперт, и объяснить это другим
– Настоящего эксперта определяет только наличие конкретного результата в своей области и понимание того, как этого результата достичь.
Экспертность – это когда ты обладаешь нужными знаниями и опытом, благодаря которым ты и достиг ощутимых результатов в своей теме. Это когда ты что-то умеешь делать и можешь объяснить, как ты это делаешь, понимаешь, из каких элементов состоит твой навык.
Степень экспертности вряд ли можно определить точно. Понять свою экспертность можно, когда вы способны добиться какого-то результата, точно зная, какие шаги к нему нужно сделать, и почему именно их. Вы не делаете лишних действий, не тратите
на это время. Вы точно знаете: сейчас мне нужно сделать первое, а затем второе и т. д. И при этом вы можете сравнить эти результаты с другими. Чем эти результаты сильнее отличаются в вашу пользу, тем выше ваша экспертность в этой теме. Объяснить можно как раз через демонстрацию этой разницы.
– А экспертность определяется достатком человека? Да? Нет? Почему? Ты сам оцениваешь то, как человек одет, какие носит часы, какую обувь? Связываешь ли это с успехом человека?
– Я считаю, что экспертность достатком не определяется. Потому что достаток сильно зависит от других навыков, например умения общаться, продавать свои услуги, уметь пиарить себя и многих других. Поэтому те, кто такими навыками не обладают, вполне могут на своей экспертности не зарабатывать.
Я никогда не оцениваю людей по одежде. Так как знаю, что это не зависит от уровня дохода. Не раз сталкивался с теми, кто одет как работяга, но прилично зарабатывает, и видел тех, кто на всех понтах, но при этом зарабатывать не умеет. Поэтому с успехом этот параметр никак не связываю.
– Судя по твоей деятельности, ты чаще убеждаешь людей в том, что они эксперты, чем наоборот. А может ли быть бесконечно много экспертов?
– Да, это как раз и есть мой профиль, помочь человеку понять, в чем именно он эксперт, и правильно донести этот месседж до его целевой аудитории. Я действительно именно убеждаю людей в том, что они эксперты. На самом деле у многих достаточно большие проблемы с самооценкой, и часто они свои достижения и способности обесценивают.
Бесконечно много, думаю, ничего быть не может. Может быть столько, сколько нужно рынку и сколько способно в нем выжить. Но спрос на экспертов будет только расти. Связано это с тем, что люди будут менять профессии около четырех раз в течение жизни, не место работы, а именно профессии. А это возможно, только быстро получая прикладные знания и навыки. Плюс у современного человека слишком много всего вокруг и время становится самым ценным ресурсом. Тот, кто научился зарабатывать более или менее приличные деньги, понимает, что лучше обратиться к тому, кто уже прошел тот путь, который хочет пройти сам.
Плюс круг интересов человека расширяется. Хочется пробовать себя в разном и получать результат быстро. Отсюда и спрос на экспертов в любых областях.
– Почему так популярны и востребованы любые инфопродукты и блоги экспертов?
– Времена, когда продукт продавал сам себя, уже прошли. Вывод следующий. Сейчас экспертам нужно развиваться и обучаться постоянно самим. Во-первых, совершенствовать свое мастерство. Во-вторых, учиться активно себя продвигать. Без этого рост будет медленным.
Мы живем в эпоху, когда у человека есть возможность выбирать. А выбирать он будет всегда того, кого знает, видел, о ком слышал. Это не плохо и не хорошо, просто данность.
– Получается, что сейчас пользуется спросом тот эксперт, который больше вещает, тем тот, который действительно обладает уникальными знаниями, но гордо об этом молчит? И какой вывод из этого следует?
– Спросом пользуется действительно тот, о ком знают больше людей. Но это обусловлено чистой математикой. Каким бы ты крутым ни был, твой рост чисто по сарафанному радио будет долгим и ограниченным. Поэтому сейчас то время, когда нужно быть одинаково крутым специалистом и менеджером по продажам самого себя.
Текст: Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина
Локация: ТРЦ Forum Almaty