Карантинные тенденции на вторичном авторынке

0
2859

Эксперты «КазАвтоПром» по итогам восьми месяцев текущего года отметили значительное снижение продаж (-23,2%) на вторичном авторынке. В то же время сегмент trade-in по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, напротив, вырос. Причем речь идет не только о замене старого автомобиля на новый. За первое полугодие 2020 года официальные дилеры в целом хорошо сократили свой парк подержанных автомобилей.

Причем, в сущности продажи в сегменте относительно замерли только в апреле. Относительно, потому что, к примеру, Toyota center Aktau продали 5 автомобилей с пробегом, Toyota Kostanay – 11, Toyota Сity Astana и Toyota City Almaty – по 4 автомобиля, по одному реализовали Nissan Atyrau, EURASIA MOTOR Uralsk и Volkswagen Atyrau и, наконец 2 на счету Toyota Karaganda.

Однако уже в мае продажи возобновились, а в июне показали уверенный рост. Toyota City Astana в июне продали 50 автомобилей с пробегом, тогда как до этого в среднем продавали около 20 таких авто в месяц (за исключением января, когда было продано 32 машины). Причем, продажи не пошли на спад – в июле было продано 44 авто, а в августе 52 машины.

Что это? Последствия карантина или казахстанцы готовы к переходу на «цивилизованную» вторичку? Представители автосалонов говорят, что какие-то определенные выводы пока делать рано.

Одной из карантинных тенденций стал заметно увеличившийся приток автомобилей с пробегом. В частности, представители автосалонов отмечают, что прием used сars у них, у них значительно (по сравнению с прошлыми годами) вырос в мае-июне.

«Это происходит потому, что люди «просели» финансово, многие потеряли заработок. В апреле мае очень многие приходили сдавать машины, но ничего не брали взамен. В частности, активно продавали машины те, кто взял их в кредит, а потом из-за потери работы не смогли его выплачивать», — рассказывает начальник отдела trade-in Toyota Сity Максим Плетнев.

Повлиял карантин и на повышенный спрос на used cars.

Как вы помните, весной многие мировые автопроизводители по всему миру были вынуждены сокращать, а то и вовсе останавливать производство, поскольку коронавирус оказал влияние на цепочки поставок и доступность рабочей силы. Соответственно значительно снизился выпуск новых авто.

Поэтому одной из причин повышения спроса на машины с пробегом автодилеры называют майский и июньский бум продаж (многие торопились купить автомобиль, опасаясь возможной девальвации) и возникший следом фактор временного дефицита на рынке новых машин. В результате многие из тех, кому не хватило новых автомобилей, ушли на вторичку. К примеру, сейчас, как отмечают автодилеры, в Казахстане наблюдается ограниченное количество автомобилей премиум сегмента и внедорожников. Тогда как спрос именно на них вырос.  Кто-то готов ждать, новое авто. Кто-то – нет.

«Я выбрал Toyota Land Cruiser Prado. Вообще планировал поменять машину в марте-апреле, но там начался карантин стало не до того. А в июне выяснилось, что Prado придется подождать. Но, как вы понимаете, ждать по нынешним временам — не самый лучший вариант. Еще одна девальвация – и мне просто не хватит денег, чтобы доплатить за новый автомобиль. А влезать в кредит по нынешним временам не хочется. Поэтому я выбрал трехлетний Prado с относительно небольшим пробегом. В принципе, пока абсолютно всем доволен. В конце концов, я всегда могу поменять его на новый. Уже с меньшей доплатой. Потому что у купленного мной автомобиля и год свежее, и это внедорожник, который сам по себе дороже», — рассказал один из покупателей.

Как выяснилось, помимо внедорожников традиционно высоким остается спрос на Toyota Camry, Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Nissan Qashqai.

Кроме того, многие крупные компании в этом году отказались от замены своего автопарка. Во-первых, во время карантина у многих из них бизнес простаивал, соответственно бюджет пришлось пересмотреть. И во–вторых, автомобили тоже довольно долгое время не эксплуатировались, поэтому срок пользования парком у юридических лиц увеличился.

Эти автомобили – а их немало – в итоге не попали на вторичный рынок. И тем покупателям, кто их ждал, пришлось присматривать другие варианты.

Так же те, кто продали свои автомобили весной, сейчас начали испытывать потребность в автомобилях. Но поскольку финансовое состояние многих из них полностью не восстановилось, они тоже обратили внимание на вторичный рынок.  Что тоже увеличило приток покупателей.

Особенно с учетом того, что сейчас многие дилерские сети активно работают над возможностью льготного кредитования подержанных авто.

«Начиная с июля-августа машины начали покупать. Причем «автомобили с пробегом» покупают чаще, чем новые. И в большинстве случаев оформляют покупку в кредит. Мы совместно с банками партнерами разрабатываем кредитные программы для used cars. Так, например, появилась программа льготного кредитования для авто на вторичном рынке для наших клиентов со сниженной процентной ставкой. Устанавливаются договоренности с банками – партнерами и банки идут на уступки и снижают проценты», — рассказали нам в автоцентре Volkswagen Almaty.

Причем, похожая картина наблюдается практически у всех автодилеров.

«Иногда новую машину купить в кредит выгоднее, чем автомобиль с пробегом. Потому что процентная ставка по used сars почти в 2 раза больше стандартного кредита. Но в этом случае у банков и риски больше. Мы это все прекрасно понимаем и вместе с нашими банками-партнерами стараемся найти решение этой проблемы. В результате нам удалось добиться создания программ кредитования, при которых покупка автомобиля с пробегом становится более чем выгодной.

Правда, речь идет о кредитах сроком до двух лет. В этом случае есть возможность снизить стандартную процентную ставку на used cars с традиционных 27-30% до 7-9% годовых, если кредит оформляется на год и до 12-13% годовых, если срок кредитования два года.

Но и этого достаточно. С появлением таких программ, у нас значительно выросло количество желающих приобрести автомобиль с пробегом», — рассказала генеральный директор Orbis Auto Динара Искакова.

Как сложится ситуация в сегменте trade-in в дальнейшем, пока сказать сложно. Во всяком случае авторитейлеры не берутся делать каких-то прогнозов.