За четыре месяца текущего года объем перевозок грузов между Казахстаном и Кыргызстаном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 14%. Это стало результатом применения унифицированных тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Кыргызскую Республику или из нее. Соглашение, касающееся тарифов, было заключено в прошлом году между Казахстаном и Кыргызстаном. Оно позволяет снизить конечную стоимость товаров. Об этом, а также о создании общих рынков по разным видам транспорта, объемах грузооборота по итогам 2016 года и перспективах увеличения транзитного потенциала Кыргызстана рассказал член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Адамкул Жунусов 20 июля на круглом столе «Кыргызстан в ЕАЭС: результаты, вопросы и перспективы» в Бишкеке.
Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Олег Панкратов, выступая на круглом столе с приветственным словом, отметил позитивное влияние членства Кыргызстана в ЕАЭС. По итогам полугодия 2017 года ВВП страны вырос на 6,4%, объем промышленного производства без учета месторождения Кумтор – на 19,7%, производство молочных продуктов увеличилось на 20,4%, одежды – на 30,6%, пищевой переработанной продукции – в 1,8 раза. «Обнадеживающая ситуация сложилась с экспортом, – сказал Олег Панкратов. – Объем экспорта за январь-май увеличился на 23,4%. Это говорит о том, что наши товары конкурентоспособны на рынке ЕАЭС и находят свою нишу». Об улучшении положения трудовых мигрантов говорит рост чистого притока денежных переводов от них: за январь-май 2017 года было переведено 695,4 млн долл. США, что на 39,2% выше аналогичного показателя в прошлом году.
По словам вице-премьер-министра, для дальнейшего развития интеграции необходимо двигаться к единому цифровому рынку, где свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы дополнится свободным перемещением данных и цифровых продуктов.
Адамкул Жунусов в своем выступлении подчеркнул, что членство в Союзе позволяет Кыргызстану продвигать национальные интересы и получать весомые преференции за счет транспарентности, равенства прав всех участников объединения не зависимо от масштабов экономик стран евразийской пятерки.
Министр ЕЭК перечислил основные выгоды от вступления в ЕАЭС в транспортной сфере. Так, кыргызские компании теперь осуществляют все международные перевозки грузов автомобильным транспортом по территории ЕАЭС на безразрешительной основе. Перенос автотранспортного контроля с кыргызско-казахстанской границы на внешнюю границу Кыргызстана позволил устранить дублирование контрольных функций и создать дополнительные условия для увеличения мобильности транспортных средств. Это упрощает работу бизнеса, сокращает время перемещения между странами.
«Уже сейчас можно говорить о положительных эффектах гармонизации порядка контроля, – сказал Адамкул Жунусов. – В 2016 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Кыргызстане увеличился по сравнению с 2015 годом на 4%, а грузооборот – на 7%. Положительная динамика наблюдается и на железнодорожном транспорте. Так, объем перевозок грузов в 2016 году по сравнению с 2015 годом вырос на 33 % и составил 1,7 млн тонн».
В 2016 году президенты стран ЕАЭС утвердили стратегический документ в сфере транспорта – Основные направления и этапы транспортной политики. Его реализация позволит до 2025 года снять ограничения при перевозках всеми видами транспорта, сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок транспортных услуг.
К 2025 году предполагается устранить все препятствия на пути к общему рынку услуг воздушного транспорта. «Дорожная карта» по воздушному транспорту уже согласована и 14 августа будет рассматриваться Евразийским межправительственным советом. Документ предусматривает снятие ограничений по частоте, емкости, географии полетов, количеству назначенных перевозчиков. В «дорожную карту» включены также мероприятия о предоставлении равного доступа к услугам аэропортов и аэронавигации, тарифного регулирования. В результате будут созданы необходимые условия для повышения мобильности населения и доступности авиационных услуг как для граждан Кыргызстана, так и для граждан других стран Союза. «Дорожные карты» по другим видам транспорта будут утверждены до конца года.
«Что касается сферы энергетики, то в связи с присоединением Кыргызстана к Союзу подготовлен Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части межгосударственной передачи электрической энергии между государствами-членами, – сообщил Адамкул Жунусов. – Это позволит республике беспрепятственно осуществлять передачу электрической энергии через электроэнергетические системы остальных стран Союза».
В настоящее время ведется активная работа по формированию общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов. Формирование этих рынков даст значительный импульс развитию экономики и социальной сферы Кыргызской Республики. Будут созданы новые рабочие места, повысится благосостояние населения и увеличатся доходы государственного бюджета.
В рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы Экономического пояса Шёлкового пути сформирован «банк данных» проектов сотрудничества с КНР. Получившийся перечень состоит из 118 проектов инфраструктурной, инвестиционной и экспортной направленности, реализуемых и планируемых к реализации на территории стран Союза и КНР. По линии Кыргызстана это 12 проектов в сфере транспортной инфраструктуры, среди которых инициативы по строительству железных и автомобильных дорог, логистических центров, электрификации железной дороги, а также один проект в сфере энергетики – модернизация ТЭЦ в Бишкеке.
Реализация этих проектов существенно увеличит транзитный потенциал республики и откроет новые возможности для увеличения объёмов торговли.
В рамках круглого стола также прошла сессия «Создание общих рынков энергетических ресурсов как главный фактор повышения энергетической безопасности государств-членов ЕАЭС», модератором которой выступил директор Департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец. В своем выступлении он осветил вопросы, связанные с формированием общего электроэнергетического рынка, который в соответствии с Договором о Союзе должен начать функционировать не позднее 1 июля 2019 года, а также общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, которые должны заработать не позднее 1 января 2025 года.
Пресс-служба ЕЭК