В настоящее время деловой мир переживает период неопределенности. Компании ищут ответ на вопросы: «Каким образом технологии ИИ повлияют на нашу работу?», «Кто потеряет свое рабочее место?», «Действительно ли цифровые инструменты, которые мы внедряем, приносят пользу людям, их использующим?» В результате появилась концепция корпоративной цифровой ответственности (КЦО), также известная как «цифровой гуманизм».
Эксперт по цифровым технологиям Мартин Гиссвайн и Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy, подробно изучили управление кадровыми ресурсами (HRM), чтобы определить конкретные области применения искусственного интеллекта в этой сфере и этические вопросы, которые нужно рассмотреть перед таким внедрением.
«Давайте начнем с выводов, к которым мы пришли», — предлагает Мартин Гиссвайн. При выборе цифровых инструментов и их применении в компании менеджерам следует руководствоваться следующими четырьмя принципами:
- Участие сотрудников в планировании и разработке цифровых инструментов играет первостепенную важность — особенно при рассмотрении этических вопросов.
- Разработка программного обеспечения, особенно с использованием ИИ, должна быть открытой и прозрачной: Что происходит в процессе внедрения этих технологий прямо сейчас? Какие данные используются? Как обеспечивается надежность?
- Технология ИИ должна быть интуитивно понятной (ключевое слово — «объясняющий ИИ»): Как машина приходит к конечному результату? Насколько прозрачен этот процесс?
- Окончательное решение остается за человеком, и оно должно основываться не только на предоставленных машиной данных, но и на личном опыте ее оператора.
Люди во главе угла
Эти четыре принципа заимствованы из сферы цифрового гуманизма, учения, которое стремится дать ответ на наши вопросы и чаяния относительно современных технических возможностей. Данный термин легко объяснить: использование цифровых технологий не должно быть самоцелью; оно должно приносить непосредственную пользу сотрудникам и клиентам,исключать негативные этические последствия и отвечать целям компании в области борьбы с изменением климата.
Новая эпоха в развитии цифровой вселенной
У термина «цифровой гуманизм» множество синонимов. Инвестиционная компания Goodshares описывает это понятие фразой «Люди, планета, прибыль». Немецкая ассоциация цифровой экономики (BVDW) использует аббревиатуру КЦО (https://www.bvdw.org/der-bvdw/gremien/corporate-digital-responsibility/cdr-building-bloxx/)в качестве логичной производной от термина «корпоративная социальная ответственность» (КСО). Некоторые компании уже внедрили собственные цифровые принципы в общую стратегию. Другие только планируют добавить новый элемент в свои инициативы по ESG, чтобы они охватывали не только окружающую среду, общественную деятельность и корпоративное управление, но и цифровизацию. «Какое название мы бы ни использовали, главная идея заключается в том, что технологии должны служить на благо людей и помогать им — а не наоборот», — подчеркивает декан Барбара Штёттингер.
Австрийская телекоммуникационная компания A1 уже применяет ИИ в HRM
По словам Альфреда Марингера, старшего директора по работе с персоналом компании A1 Telekom Austria AG, сотрудники могут проверить соответствие своих навыков рыночным требованиям, выполнив самооценку, и подобрать подходящую для них внутреннюю должность или вакансию. Технология ИИ, используемая SkillsBoard (https://www.skillsboarding.com/), помогает определить, какие должностные обязанности лучше всего соответствуют компетенциям работника и какие навыки ему необходимо приобрести для занятия определенной должности. Благодаря этому сотрудники могут самостоятельно решить, нужно ли им пройти внутреннее обучение, чтобы быть в курсе новейших разработок в своей отрасли, и какое. В данном случае использование ИИ полностью отвечает принципам цифрового гуманизма, поскольку машина не просто выдает результаты анализа, подготовленные по указанию отдела кадров и проверенные им. «Мы вообще не видим эти данные, если только сотрудник, желающий улучшить свои навыки, не сообщит о них специалисту HR или своему непосредственному начальнику, чтобы разработать индивидуальную программу обучения или участвовать в конкурсе на занятие новой должности», — добавляет Марингер.
Пятая часть всех работников скоро выйдет на пенсию — как обеспечить передачу знаний?
«Последние несколько недель я тестировал различные ИИ-системы, которые обещают облегчить передачу знаний сотрудников предпенсионного возраста внутри организаций», — рассказывает Мартин Гиссвайн. Ниже описан пример подобного применения ПО.
- Анне 62 года, в течение следующего года она выйдет на пенсию. Это большая потеря для компании, поскольку она занимает одну из важнейших должностей в бухгалтерии, досконально усвоила все процессы и просто знает, как что делается. Ей пока даже не нашли преемника.
- К счастью, в трудовом договоре с Анной прописано, что частью ее работы является передача профессиональных ноу-хау.
- Кроме того, она подписала соглашение, согласно которому цифровая система будет отслеживать ее рабочие действия в течение года и обучаться на ее опыте без неоправданного контроля. Инструмент собирает сведения о ее работе, воспроизводит реальные процессы и получает дополнительную информацию благодаря устным объяснениям Анны. Раз в месяц Анна проверяет достоверность результатов обучения.
- Благодаря этому ее преемник получит реальное представление о содержании ее работы во время адаптации. При этом Анна продолжит работать на прежнем месте по нескольку часов в неделю после выхода на пенсию, разъясняя технические моменты и отвечая на конкретные вопросы по организации работы сменившего ее сотрудника.
Подбор персонала: машина против машины?
«Новая реальность такова, что соискатели присылают резюме и сопроводительные письма, сгенерированные ИИ. В отделе кадров никто даже не видит эти документы — решение о том, кого из соискателей допустить к следующему этапу отбора, также принимает искусственный интеллект. Понятно, что компании вынуждены прибегать к использованию ИИ, чтобы просто обрабатывать тысячи резюме, которые к ним поступают. Кроме того, такой отбор помогает уменьшить влияние человеческой субъективности. Однако я не уверена, что это настолько полезно», — отмечает Барбара Штёттингер. — «С помощью технологий мы можем разработать качественно новые инструменты найма». Вот сценарий, который будет доступен в будущем: соискатель создает 30-секундный видеоролик с рассказом о себе. Чтобы гарантировать, что видео не было создано ИИ или посторонним человеком, оно будет включать водяной знак и отметку об идентификации государственным органом (eiD). За эти 30 секунд специалист по подбору кадров получит первое представление о претенденте на занятие вакансии. «Эта задача определенно больше подходит для человека, чем для машины», — убеждена Барбара Штёттингер. Вспомогательный ИИ-инструмент подтвердит, что предоставленные соискателем данные отвечают должностным обязанностям. Последний этап отбора — личная встреча (онлайн или в офисе), как и в классической процедуре подбора персонала.
Муниципалитет Вены: первый уровень поддержки HR
Специалисты отдела кадров постоянно отвечают на одни и те же вопросы: Где мне получить рекомендацию? Как регистрируется трудовой стаж? Можно ли отметить отгул как больничный, если я заболею? Все больше компаний используют для ответа на такие запросы чат-ботов HR, которые распознают стандартные формулировки благодаря алгоритмам обработки текстов на естественном языке. Например, высокоэффективный WienBot отвечает на вопросы жителей Вены о доступных в городе услугах — о графике работы общественных бассейнов, о документах, которые необходимо подготовить для получения нового паспорта или о том, куда обратиться, чтобы подать заявку на субсидию для компенсации стоимости электроэнергии. «Эффективность этих чат-ботов в настоящее время превосходит возможности ИИ-систем, поскольку готовые ответы были созданы людьми и сохранены в системе либо берутся из надежных источников (веб-сайта и баз данных муниципалитета Вены). С другой стороны, ИИ генерирует новые ответы на каждый запрос, что создает риски так называемых «галлюцинаций» — фактически неверных ответов, которые при этом выглядят реалистичными», — объясняет Мартин Гиссвайн.
В будущем ожидается, что с повышением качества ИИ-систем обработку однообразных запросов можно будет поручить им. Синдре Вимбергер и его рабочая группа в муниципалитете Вены в настоящее время занимаются совершенствованием поддержки первого уровня, используя прототип такой системы.
Быстрое создание обучающего контента
Передовые сервисы Midjourney, OpenAI и израильский D-ID (https://www.d-id.com/) для создания текстов, аудио, видео и изображений производят настоящую революцию в онлайн-обучении — его подготовке и реализации. Менеджеры по работе с персоналом без навыков программирования смогут разрабатывать собственный цифровой контент без больших затрат и адаптировать его по своему желанию.
В ближайшие годы ожидается, что спрос на развитие таких сервисов со стороны традиционных платформ для онлайн-обучения и контент-агентств многократно увеличится. «Я веду лекционные занятия по цифровой экономике, но через пять лет мне не придется выступать «вживую» перед аудиторией из 25 человек. Вместо этого заинтересованные студенты смогут выбрать, хотят ли они послушать лекцию в классе или ознакомиться с ее интерактивной версией с моим аватаром в интернете в удобное для них время. Это большой шаг вперед по сравнению со статичными видеороликами и подкастами, доступными сегодня», — считает Мартин Гиссвайн.
Простое построение репутации работодателя и подбор персонала
«Стартапов в сфере HR, которые предлагают практичные решения на базе ИИ, например, для создания репутации работодателя или найма сотрудников, сейчас очень много», — говорит эксперт по персоналу Мартина Эрнст, один из разработчиков новой программы по управлению кадрами и корпоративной культуры для WU Executive Academy. — «В рамках одного из наших недавних модулей лектор Мелиса Гибович-Даннер, руководитель по стратегии управления кадрами и корпоративной культуры «Берингер Ингельхайм» представила краткий список, включавший около 50 новых и интересных программ и приложений на тему построения репутации работодателей и найма».
Одно из них, www.myVeeta.com, предлагает компаниям простую и профессионально организованную возможность поддерживать связь с подходящими кандидатами. Еще одна программа, www.firstbird.com, помогает компаниям нанимать высококвалифицированные кадры на основе рекомендаций текущих сотрудников.
«Самое замечательное в этих приложениях — поддержка SaaS. Благодаря этому руководители по кадрам и корпоративной культуре могут легко и просто использовать их, подключив к имеющейся, подчас достаточно жесткой архитектуре HR в своих компаниях», — отмечает Эрнст. — «В будущем для руководителей кадровых служб адаптивность должна стать неотъемлемой частью рабочих компетенций. Только с ней можно разработать гибкую цифровую архитектуру HRM, оперативно реагирующую на новые тенденции соответствующим программным решениям (SaaS)».
Эффективное программное обеспечение: разработка на основе ценностей
«Сотрудники вашей компании могут возразить: «Cистемы, которые мы используем в HR, внедряются нашим отделом ИТ, и мы мало что можем сделать». С точки зрения цифрового гуманизма, новые стандарты конфигурации и создания программных систем постоянно развиваются. Отделы ИТ, отделы кадров и представители будущих пользователей вместе планируют системы, чтобы обеспечить соблюдение этических требований всех заинтересованных сторон», — объясняет Барбара Штёттингер.
В ходе этого процесса формулируются этические ценностные требования, которые играют важную роль в определении функций будущих систем. Для этого также предусмотрены стандарт и система сертификации (ISO/IEC/IEEE 7000 https://standards.ieee.org/ieee/7000/6781/). Сара Шпикерманн-Хофф из Венского университета экономики и бизнеса участвует в разработке данного стандарта с 2016 года в качестве заместителя председателя. Стандарт уже применяется в ИТ-компаниях, в ООН и муниципалитете Вены. У внедривших его организаций могут быть разные мотивы: от искренней заинтересованности в менеджерах в соблюдении этики и подготовки к разрешению будущих вопросов, связанных со СМИ или юридическими кейсами, до улучшения принятия и уровня использования ПО работниками компании.
В какой компании вы бы хотели работать?
Соискатели, имеющие возможность выбирать из двух компаний, все чаще интересуются истинной корпоративной культурой потенциального работодателя. Сервисы типа Kununu развиваются за счет этого интереса. Прохождение сертификации или получение награды за соблюдение принципов цифрового гуманизма могут повысить привлекательность компании в глазах соискателей. «Как и в случае с экологической ответственностью, пустой пиар здесь недопустим. Если предприятие только делает вид, что применяет цифровые инструменты исключительно ради блага сотрудников, это отрицательно скажется на ее репутации», — предупреждает Гиссвайн.
Как представлена ваша компания?
В настоящее время имидж компании во многом зависит от того, что о ней пишут журналисты, а также от представительства в сети Интернет и рейтинга Kununu. «Попробуйте спросить ChatGPT, насколько ваша компания подойдет человеку, который хочет получить определенную должность. Конечно, ИИ скажет, что не может однозначно ответить на этот вопрос, но при этом выдаст текст объемом около 400 слов о вашей организации (в нашем случае — о WU Executive Academy)», — говорит Барбара Штёттингер.
Таким образом, перед менеджерами по работе с персоналом встает задача: как гарантировать, что при обучении ИИ в будущем, машине сообщат правильную информацию о наших компаниях? Пока на этот вопрос не удалось ответить даже с технической точки зрения. Тем не менее, важно начать решать его прямо сейчас, чтобы сократить риски генерирования искусственным интеллектом недостоверных или предвзятых сведений о наших компаниях.
Менеджеров по работе с персоналом ждут интересные времена…