Развивать контейнерные перевозки через тарифное стимулирование предложили участники рынка

0
509

Участники панельной сессии «Контейнеризация и развитие конкуренции на рынке железнодорожных грузоперевозок» на 4-й международной конференции «Argus нефтегазовый рынок Казахстана и центральной Азии 2022» призвали уравнять тарифы жд/перевозчика на контейнерные и универсальные перевозки.

Контейнерные перевозки на данный момент являются самым востребованным и быстрорастущим видом транспортировки грузов в мире: на них приходится 90% глобального рынка грузоперевозок, то есть практически вся мировая логистика в настоящее время выстроена на их базе. Это связано с рядом существенных преимуществ контейнерных перевозок, которые позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упаковки и маркировки, а также снижают затраты на погрузочно-разгрузочные работы.

В Казахстане ежегодно наращиваются объемы транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу, по итогам прошлого года объем контейнерных перевозок установил новый рекорд – 1 млн 066 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), с ростом на 22% по отношению к 2020 году, когда объем перевезенных через территорию Казахстана контейнерных грузов составил 876 тыс. ДФЭ. А вот во внутренних грузоперевозках этот вид транспортировки грузов практически отсутствует, в результате общая доля контейнерных перевозок в грузообороте страны не превышает 3%.

Как отметили участники панельной сессии на 4-й международной конференции «Argus нефтегазовый рынок Казахстана и центральной Азии 2022», одним из главных сдерживающих развитие контейнерных перевозок внутри страны факторов является существенная разница тарифов на перевозку грузов в контейнерах и универсальным парком вагонов — стоимость перевозки тонны одного и того же груза в контейнере в Казахстане выше обычной в 2,5 раза, хотя еще в 2017 году тарифы на контейнерные перевозки были выведены из-под госрегулирования с расчетом на их снижение.

«Вопрос выравнивания тарифов с точки зрения развития отрасли ключевой, поскольку сегодня, когда грузоотправитель понимает, что ему невыгодно транспортировать груз в контейнере, инвесторам нет смысла вкладываться в инфраструктуру в виде специально оборудованных терминалов и подвижного состава, — говорит председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев. – В результате сейчас из 445 тарифных железнодорожных станций республики только 18% способны осуществлять операции с контейнерами на подъездных путях».

Сейчас, по его словам, внутри Казахстана формируется 7-8 контейнерных поездов в Китай с отечественной продукцией в месяц, весь остальной грузопоток в контейнерах, идущий через страну – транзитный. Хотя у страны есть огромный потенциал для организации гораздо большего объема перевозок в контейнерах как в экспортно-импортном сообщении, так и во внутреннем, вопрос только в том, что будет стимулировать национальный перевозчик – развитие контейнерного парка или универсального.

«Если бы я сегодня мог дать своему клиенту стоимость перевозки в контейнере равную стоимости перевозки с помощью универсального парка, многие грузоотправители бы приняли это предложение, — утверждает генеральный директор, «AUDACIA EXPRESS», советник председателя президиума НПП «Атамекен» Бакытбек Кадиров. – А сейчас мы столкнулись с тем, что, даже построив собственную площадку и купив подвижной состав и контейнеры, ты не можешь дать рентабельного предложения рынку».

По словам председателя Комитета по регулированию естественных монополий Асана Дарбаева, его ведомство готово участвовать в обсуждении тарифной политики в этой сфере, но с учетом позиций и интересов компании «Казахстан Темир Жолы», поскольку в последние пять лет тариф на контейнерные перевозки не подлежит ценовому регулированию со стороны государства. В свою очередь, управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшибаев заметил, что по итогам 5 месяцев текущего года объем контейнерных перевозок во всех сообщениях составил 720 тыс. ДФЭ, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года.

«Необходимо отметить, что отмечается рост контейнерными перевозками традиционно консервативных сообщений, во внутриреспубликанском и в экспортном, — сказал Койшибаев. – В экспортном сообщении в контейнерах было отправлено 1,5 млн тонн грузов, это на 54% больше, чем в январе-мае 2021 года, прокат черных металлов стали отправлять в контейнерах в 7,6 раза больше, зерна 206 тыс. тонн в контейнерах уже отправлено за 5 месяцев в то время, как за весь прошлый год его было таким способом отгружено 220 тыс. тонн, отруби, комбикорма, нефтепродукты у нас контейнизируются».

По его словам, 22 млн тонн грузов из 85 млн тонн, которые ежегодно экспортируются из страны, пригодны к контейнерным перевозкам. Для перемещения такого объема грузов из страны за рубеж необходимо порядка 120-130 тыс. контейнеров стоимостью $5-6 тыс. и дополнительно около 5 тыс. фитинговых платформ, каждая из которых стоит порядка $50 тыс. КТЖ знает эти расценки, но, по его словам, снизить тарифы не может, так как 80% перевозок универсальным парком являются для нацкомпании убыточными и она вынуждена искать источники кросс-субсидирования, в том числе – и за счет тарифов на контейнерные перевозки.

В итоге в ходе данной панельной сессии был подписан проект резолюции, которую участники рынка грузоперевозок намерены направить на рассмотрение государственных органов. В этой резолюции предлагается изменить систему тарифообразования либо внедрить механизм предоставления, понижающего коэффициенты на перевозку грузов в контейнерах во внутриреспубликанском и экспортном сообщениях до уровня перевозки грузов в универсальном подвижном составе. Помимо этого, предлагается организовать техническое обслуживание, ремонт, а также подготовку под подгрузку контейнеров на территории Казахстана, перепрофилировав пункты подготовки вагонов, принадлежащих КТЖ. А также разработать нормативный правовой акт, который устанавливал бы правила мультимодальных перевозок в экспортном/импортном и во внутриреспубликанском сообщениях с участием ж/д перевозчика, автомобильного перевозчика и перегрузочных мест для неразрывности перевозки грузов и упрощения процедуры взаимодействия с таможней и санитарными службами при организации процесса перевозок грузов в контейнерах во внутриреспубликанском и международном сообщениях.