Мария Батхан: «Мы будем работать с Казахстаном»

0
11164
  • Самая успешная и известная учительница английского языка
  • Основатель приложения LEXY
  • Best Blogger Awards 2019 в номинации «Училка года»
  • Премия за лучший образовательный влог
  • Обучила более 60 тыс. студентов
  • Собирает на своих офлайн-мастер-классах более 1000 участников
  • 1,7 млн подписчиков в Instagram, 245 тыс. – в TikTok и 415 тыс. – на YouTube
  • Оборот – $100 000 в месяц

Красивая, умная, харизматичная, интересная, очаровательная, креативная, открытая и такая настоящая! Это далеко не полный список качеств Марии Батхан. Скажу откровенно, я слежу за страницей Марии уже несколько лет, и у нее точно самый эффективный метод преподавания английского языка. 

Более того, Мария это на 100 % selfmade-персона, и она вдохновляет именно этим, ведь по сути учительница сумела не просто заставить людей учить язык, причем с удовольствием, а создала потрясающий и успешный с финансовой точки зрения личный бренд! Поэтому я, конечно же, не могла упустить возможность познакомиться с Марией вживую и с радостью делюсь с вами результатами нашей беседы.

    Я такая же в жизни, как и в инстаграме

– Мария, спасибо вам большое за то, что вы делаете. Я уверена, что благодаря вам у многих с английским случилась любовь с первого взгляда.

Я не могу не задать этот вопрос, потому что я – тот самый верный подписчик, который за вами следит и кайфует от каждого ролика. Артистизм у вас природный? Или вы потратили много времени, чтобы настолько здорово ощущать себя перед камерой?

Я уверена, что он природный, а я просто смогла его раскрыть. И скорее всего, он есть во многих людях, которые об этом даже не подозревают. Более того, на самом деле я это я, неважно, перед камерой или просто общаюсь со своими друзьями, я точно такой же человек, мне не нужно никаких перевоплощений. Многие дают мне обратную связь о том, что я такая же в жизни, как и в инстаграме. 

– И я могу вас заверить, что это так.

Для меня это большой комплимент! 

– Как рождаются ролики и сценарии к ним? Делаете ли вы какие-то контент-планы на месяцы вперед или это происходит буквально в моменте: появилась мысль, тут же отсняли и выложили?

Раньше я могла вообще сделать контент из ниоткуда. Сейчас у меня уже просто так много отснятого материала, что появляются некоторые сложности в написании контента, потому что порой мне кажется, что я сняла сюжеты уже обо всем и где-то начинаю повторяться. Но и это не проблема, так как все равно появляются новые подписчики, а старые могут подзабыть пройденный материал. Таким образом, можно повторяться, и это абсолютно нестрашно.

Контент рождается из ежедневной работы. У меня много студентов, которые учатся на курсе, которые постоянно задают вопросы, а я снова и снова стараюсь объяснить определенную тему еще проще.

  Мне нравится вдохновлять других

– Можно быть талантливым учителем, но это обычно не связано с бизнесом. Как вам удается так умело все сочетать? Как удалось стать именно бизнес-леди, как вы собирали команду? Сколько сейчас там трудится человек? Кто за какие вопросы отвечает?

Изначально это был такой очень естественный процесс. У меня появлялись студенты, их становилось все больше и мне каким-то образом надо было всех их объять, и я решила собирать группы. Я собирала небольшие группы и занималась с ними в программе, похожей на Zoom. Мы занимались онлайн по 10 человек. Такие группы у меня были каждый день, потом два раза в день, потом три раза в день. Затем я поняла, что мне сложно каждый день разным группам объяснять все одно и то же. Да и к тому же не хватало времени на языковую практику со студентами. И я решила записать онлайн-курс, а уже на базе этого курса я со своими студентами могла практиковать именно речь. Мы просто встречались онлайн и разговаривали.

И таким образом стала расти и сама бизнес-модель. Со временем мне стало легче набирать такие группы, так как росло количество подписчиков и было много желающих.

А что касается каких-то сложных моментов, например юридических, экономических, то здесь мне помогает мой муж. Он полностью ушел в этот бизнес со мной и помогает мне его развивать.

– Не возникает ли на этой почве каких-то конфликтов? В конце концов, не спрашивает ли муж: «Почему весь мир вокруг тебя вертится?»

– Мой муж крутится вокруг меня точно так же, как и весь мир. По версии семьи Батхан. Шучу, конечно!

Мой муж называет меня жар-птицей. Он видит, что я творю. Он знает, что мне нравится создавать контент. Мне нравится привлекать к себе внимание, в том числе. Не каждый преподаватель захочет выступать на аудиторию 1000 человек офлайн, а я получаю от этого большое удовольствие. И он это видит. И когда он наблюдает за мной со стороны, я вижу в его глазах это восхищение. Иногда мне кажется, что я только ради этого и стараюсь.

У нас очень четко распределены роли: он занимается всей оперативной частью и у нас стопроцентное доверие во всем. У меня в целом к людям очень много доверия. Я лучше буду жить в доверии к миру, и где-то когда-то, возможно, меня обманут, но зато я не буду оглядываться всю жизнь. Я выбираю в долгом периоде жить в удовольствие. И даже если я где-то заплачу за это свою цену, потом я буду снова доверять миру.

Но, конечно, когда ты работаешь с мужем, здесь вообще нет никаких вопросов: у нас один общий бюджет, все, что мы зарабатываем, мы тратим вместе. 

– И все-таки в вашей команде наверняка есть кто-то еще, кроме вас и мужа.

Да, нас почти 45 человек. Так как у нас очень много различных проектов, над которыми мы работаем параллельно, то команда нужна большая.

И речь сейчас вовсе не о контенте, свои ролики я снимаю и монтирую сама, все stories монтирую я сама, контент-план пишу сама, программу делаю сама, и методист я себе сама.

Но проектами занимаются другие люди. Например, недавно мы создали приложение Lexy и, конечно, нам помогают очень крутые специалисты, как по технической части, так и по методической. Потому что там один и тот же текст представлен в вариантах для трех разных уровней. И это колоссальная работа, одна бы я точно не справилась.

– В чем главное отличие вашей методики от всех остальных?

– Я изначально вообще не позиционирую себя и свой курс, как какую-то авторскую методику. Хотя это, наверное, неизбежно. Потому что во всем есть индивидуальный подход, а это, должно быть, и называется авторской методикой.

Мое очевидное преимущество в том, что я очень легко все объясняю. Сложные темы – простым языком. Я думаю, что это мой главный секрет. Потому что я умею работать с людьми, которые сами про себя говорят: «Английский знать мне не дано» или: «У меня нет способностей к языкам». А я просто им отвечаю: «У вас не было правильного учителя».

В школах должна быть конкуренция на место учителя

– А можно ли вашу методику переложить на изучение другого языка? Например, казахского. Мы учим язык в школе 10 лет, а выходим из нее и все равно говорить по-казахски не можем.

– Дело в самой программе. Может, просто стоит отсеять действительно лишнее? Наверняка есть какие-то сложные тексты, по которым дети до сих пор учатся в школе. По скучным текстам, которые никому не интересно читать. Они наверняка очень познавательные для более взрослых студентов, но школьникам хотелось бы потреблять контент на их языке, что-то, что интересует их в данный момент. Я знаю, что школьные учебники мало адаптированы под это. Нужно менять подход.

Буквально недавно мы с друзьями-преподавателями говорили о том, что в школах должна быть конкуренция на место учителя. Вот если будет очередь на место учителя, то каждый преподаватель будет стараться заинтересовать своего ученика, сделать так, чтобы он не залезал в телефон, когда ему вдруг становится скучно на уроке, а принимал активное участие. И, конечно, это колоссальная работа учителя – создать такую атмосферу в классе, в которую студенты вовлекаются, как в игру.

– Есть ли возможность у студентов провести с вами офлайн-урок?

– У меня сейчас только онлайн-формат. Несмотря на то что я – хороший педагог, я создала такую программу, что в личных встречах больше нет никакой необходимости. Тем более что на моих курсах студенты и так напрямую общаются со мной.

На данный момент мой человеко-час вырос, и мне кажется несправедливым брать такие деньги за урок английского. Я, например, 100% лучше проведу вебинар на большую аудиторию, чем проведу одно занятие. Но даже если человек готов заплатить мне такие большие деньги за урок, ну, например, $1500, то я точно на такой урок не пойду, я испугаюсь! Что он от меня хочет, если готов заплатить мне такие деньги за урок? Я бы испугалась, что он какой-то сталкер или извращенец.

– Вы всегда в своих интервью подчеркиваете, что ваша миссия – это английский в массы. Не появилось ли идеи сделать какой-то крипто- или NFT-проект по изучению английского языка, где можно было бы говорить по-английски 30 минут в день и получать батхан-коины. Я знаю, что уже есть нечто похожее под названием Let’s speak. Но уверена, что продукт от вашего имени людям понравился бы гораздо больше.

– Ну 30 минут в день говорить по-английски – это высший пилотаж! Действительно здорово, если у человека ежедневно находится столько времени для языковой практики. И безусловно, если это подкрепить финансовой заинтересованностью, было бы здорово. Почему бы и нет? Мы готовы к новым сотрудничествам и вводить какие-то новые технологии, которые сейчас так активно набирают обороты. Будем думать в этом направлении.

  Ориентироваться только на рамки своей страны – это не только глупо, но и наивно

 

– За время, которое провели в Алматы, появились ли идеи или, может, поступили предложения сотрудничества с Казахстаном? Можем ли мы рассчитывать на то, что в скором будущем появится проект Марии Батхан с Казахстаном?

– Мы на 100 % уверены, что будем активно работать с Казахстаном. Пока мы, может, даже до конца не представляем, как именно, но уже точно понимаем, что это будет. Мы видим по статистике, что из всей аудитории моего блога (1,7 млн) почти 20 % – это население Казахстана. И в целом это чувствуется с момента, как мы приземлились в Алматы. Люди, во-первых, узнают, во-вторых, говорят очень приятные слова, здесь все дружелюбные, гостеприимные и очень заинтересованные, причем как в изучении английского языка, так и в развитии соцсетей.

Я являюсь спикером на бизнес-форуме Big Money, где я рассказываю о личном бренде в соцсетях, и вижу, как эта тема здесь популярна. И я абсолютно точно понимаю, что сейчас ориентироваться только на рамки своей страны – это не только глупо, но и наивно. Поэтому для меня взаимодействия с любыми продуктами в Казахстане – это новые возможности завоевать аудиторию, поэтому я только за.

Я никогда не думала, что преподаванием можно обеспечить себя и свою семью и создать на нем семейный бизнес

– А с чего начался ваш личный бренд? Вы однажды просто решили стать известной?

– Изначально, конечно, такой цели не было. Потому что не было такого понятия, как личный бренд. Я думала, что личный бренд – это какие-то очень знаменитые люди. А я же себя усиливала каждый день как эксперта. Снимала ролики в инстаграме, они набирали свои просмотры, я начала их рекламировать, даже до конца не понимая, зачем мне это нужно, у меня не было идеи монетизировать это.

И я думаю, что это тоже мой плюс в развитии бизнеса, что я сначала делаю, а потом думаю, как это монетизировать. Потому что тогда я берусь только за те проекты, которые мне приносят удовольствие, даже если я не вижу там какой-то прибыли. В преподавании я вообще никогда не видела никаких миллионов и не думала, что только этим можно обеспечить себя и свою семью и создать семейный бизнес.

А вот когда я научилась свои охваты монетизировать, тогда и появился запрос на известность. Ведь чем больше людей знают меня, тем больше людей знают о том, что есть такая училка английского языка, у которой можно учить английский в разных форматах.

– Какими оборотами вы можете похвастаться сегодня и какие рубежи обозначены для роста?

– В последний раз в общественное пространство я заявляла оборот в $100 000 в месяц, но сказать, что, в связи с последними событиями, мы держим эту сумму – это быть не до конца честной. Бывают месяцы, когда мы не догоняем, бывает наоборот, но, думаю, что должно пройти время, чтобы это снова стало нормой. Мне бы очень хотелось вырасти в два раза, и я знаю на 100 %, что к этому есть ключи, я даже эти ключи вижу перед собой. Но все требует времени и дополнительных усилий.

– Как изменилась ваша жизнь с того момента, как вы стали частью бизнес-сообщества? Изменились ли привычки или круг общения?

– Круг общения, конечно, не поменялся. Только после того как мы стали открыто говорить о своих доходах, нас заметила бизнес-среда и стали приглашать на интервью, стали пытаться разгадать наш секрет успеха. Мы делимся абсолютно откровенно всем, что есть, мне очень нравится вдохновлять других предпринимателей на какие-то новые вершины, раскрывать глаза преподавателям на их потенциал. Я тоже смотрю на других бизнесменов, они меня тоже вдохновляют, но просто они всегда какие-то владельцы заводов-пароходов, а я простая учительница.

Поэтому, конечно, у нас появился какой-то новый круг знакомых из бизнес-среды, но в Израиле мы дружим с теми же, с кем и дружили.

Но я не стану лукавить и пользоваться популярными фразами: «Я не про деньги!», «Деньги – это не то, что меня мотивирует». Когда у тебя двое детей, ты хочешь для них всего самого лучшего, ты хочешь летать отдыхать не один раз в год, а столько, сколько потребуется, а еще лучше – жить в доме с бассейном, где они могут отдыхать каждый день после школы и садика. Поэтому, конечно, деньги имеют значение.

– Мария, я благодарю вас за беседу и желаю вам успехов! До новых встреч в Казахстане!

 Текст: Адель Ануарбекова
Фото: Илья Шаповалов
Локация: Swissotel Wellness Resort Alatau Almaty