В реестре ГЧП числится уже 1366 проектов, среди которых большинство — в сферах образования и здравоохранения
К апрелю текущего года в РК в реестре проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП) числилось уже 1366 проектов. Среди них 747 — на стадии реализации, причём из них 391 проект находился на этапе эксплуатации, и ещё 55 — на стадии финансового закрытия.
Общий объём привлеченных и планируемых инвестиций по проектам ГЧП достиг 4,1 трлн тг.
Среди проектов ГЧП — как реализованных, так и находящихся на самой начальной стадии — сразу 55,6% (759 проектов) относятся к сфере образования. Также среди ключевых направлений — здравоохранение: 40 непосредственно больниц, и ещё более 100 медцентров, поликлиник, стоматологических клиник и прочих объектов. Например, в рамках ГЧП запланировано открытие ряда ПЭТ-центров: в 2022 году — в Нур-Султане (БМЦ УДП), Шымкенте и Караганде, в 2023-м — в Нур-Султане (ННОЦ) и Актобе. В то же время самые дорогие среди реализуемых — республиканские проекты, ориентированные на развитие инфраструктуры, что с учётом протяжённости территории РК также играет для казахстанцев первостепенную роль.
Сегодня приоритет ГЧП в РК, в соответствии с позицией ООН — так называемый принцип People-first PPPs (People-first Public-Private Partnerships), то есть проекты, ориентированные на благо социума и людей. При таком раскладе концентрация ГЧП в образовании и здравоохранении вполне оправдана, учитывая острую нехватку школ, о которой мы уже писали — а дефицит объектов здравоохранения наглядно продемонстрировала пандемия, причём как в РК, так и по всему миру.
Фактически механизм ГЧП необходим в тех случаях, когда, во-первых, социум испытывает явную и острую потребность в определённом объекте инфраструктуры, а во-вторых, у государства нет бюджетных средств, чтобы реализовать проект без привлечения частных инвестиций (в случае наличия таких средств проще нанять частного оператора в рамках госзакупок, отдав производство объекта на аутсорс).
Именно поэтому, к слову, в силу наиболее острой потребности большинство реализуемых региональных проектов ГЧП в РК сконцентрировано в самых густонаселённых областях — Туркестанской (105 проектов) и Алматинской (81 проект). Это 24,9% от всех реализуемых проектов ГЧП в РК и 25,2% от проектов без учёта республиканских.
Помимо того, что ГЧП даёт возможность государству привлекать средства бизнеса там, где не хватает бюджетных, сам механизм такого партнёрства предоставляет госорганам максимум инструментов и рычагов воздействия для контроля над исполнением соглашения. С учётом высокой социальной значимости объектов, строящихся и эксплуатируемых в рамках ГЧП, этот момент — едва ли не более важный, чем вопрос финансирования.
Со стороны бизнеса интерес к ГЧП оправдан долгосрочностью проектов, а также доступностью финансирования, включая заёмное. Однако здесь, учитывая повышенный контроль государства, выбирают такой вид взаимодействия и партнёрства обычно лишь самые крупные и устойчивые игроки рынка, успешно работающие в своих секторах годами. Кроме того, это компании, готовые вкладывать средства в проекты People-first PPPs по принципу социальной ответственности и устойчивого развития, а не скорости окупаемости.
Среди компаний, задействованных в реализации проектов ГЧП в РК, как крупные казахстанские (например, BB NURA Hospitals Group, «Базис», BI Group и прочие), так и международные застройщики. Так, к примеру, турецкая Rönesans Holding совместно с дубайскими партнёрами Ellington Рroperties LLP создала в РК компанию RenEll Co. Ltd. Эта компания при поддержке Евразийского банка развития занимается строительством в рамках ГЧП многопрофильных больниц в Кокшетау, Актобе, Атырау, Актау, Таразе, Павлодаре и Караганде.
Казахстанская делегация во главе с руководителем управления здравоохранения Акмолинской области Нариманом Сыздыковым по приглашению турецких инвесторов посетила клинику города Бурсы, которая построена тем же застройщиком и также в рамках ГЧП. Подобные совместные проекты — к тому же с застройщиками, хорошо себя зарекомендовавшими на своей родине — хороший опыт для РК.
К слову, именно Турция — лидер по стоимости проектов ГЧП среди европейских стран: в «докоронакризисном» 2018 году показатель составил 5,1 млрд евро. В то же время наибольшее число объектов было реализовано во Франции — стадию финансового закрытия прошли 15 проектов.
В целом в Европе, согласно исследованиям Европейского инвестиционного банка, в 2018 году совокупная стоимость проектов ГЧП, прошедших стадию финансового закрытия, составила 14,6 млрд евро. Общее число таких уже завершённых проектов — 39.
Средняя стоимость отдельно взятого проекта составляла 375 млн евро (против 345 млн евро годом ранее). 51% всех транзакций пришлось на платежи со стороны публичного партнёра (то есть государства). 66% от всей стоимости проектов ГЧП (или 9,6 млрд евро) на европейском рынке составили 8 объектов, 7 из которых — инфраструктурные, и ещё один — научно-медицинский (лаборатория в Билкентском университете на базе городской больницы Билкента в Анкаре, Турция).
Самый дорогой проект — мост Чанаккале в Турции (3,1 млрд евро). К слову, самый дорогой из реализуемых проектов ГЧП в РК — также инфраструктурный, это строительство БАКАД. Его реализация завершится в 2024 году, а полный проезд будет доступен уже в текущем году. В ТОП-3 по стоимости в РК также входят строительство автодорог в Туркестанской области и возведение сети ОРЦ.