Итоги 2021 года: как дела у металлургов РК?

0
1059

Добыча и производство в секторе, рынок труда и социальные инициативы казахстанских предприятий

По итогам прошедшего года объёмы производства в сфере добычи металлических руд за 12 месяцев достигли 3,3 трлн тг, против 2,2 трлн тг в аналогичном периоде годом ранее. В сегменте переработки объёмы выпуска металлургической промышленности в денежном эквиваленте составили 7,7 трлн тг, против 5,7 трлн тг в предыдущем году.

В структуре добычи металлических руд 70,4% выпуска обеспечено добычей руд цветных металлов, 29,6% — добычей железной руды. В структуре металлургической промышленности 62,2% пришлось на производство основных благородных и цветных металлов, 37,6% — на чёрную металлургию (и ещё 0,2% — на литьё металлов).

Основными крупными предприятиями горно-металлургического комплекса РК в сфере добычи и переработки цветных металлов являются ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казцинк», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод», АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» и прочие. В сфере добычи железных руд и чёрной металлургии ключевые предприятия — АО «АрселорМиттал Темиртау», ТНК «Казхром», Жайремский ГОК, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат» и другие.

Добыча металлических руд обеспечила 18,4% выпуска в сфере горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, и 8,8% от всего промышленного производства по республике.

В свою очередь, вес металлургии в обрабатывающей промышленности составил 45,7%, в общем объёме промышленного производства — 20,7%.

Таким образом, ГМК РК обеспечил около 30% совокупных объёмов промышленного производства по стране, или 11 трлн тг в стоимостном выражении, по итогам 12 месяцев 2021 года.

Помимо колоссального веса ГМК в экономическом плане, о котором мы писали неоднократно, крайне важна также роль сектора как одного из ключевых работодателей. Так, в четвёртом квартале 2021 года списочная численность работников в сфере добычи металлических руд составляла 84,2 тыс. человек, в металлургической промышленности — 86,7 тыс. человек. Это 26,8% от всех работников промышленности по РК, против 26,4% годом ранее и 22,1% — в 2015-м. Таким образом, роль ГМК на рынке труда растёт.

Несмотря на всю привлекательность работы в секторе, ГМК РК, как и все промышленные предприятия, сталкивается с проблемой нехватки кадров. Об этой проблеме говорится давно. В частности, президент РК ещё в прошлом году указывал на то, что дефицит квалифицированных специалистов в промышленности сдерживает процесс индустриализации, а в текущем — подчеркнул, что крупному бизнесу необходимо взять шефство над колледжами, войти в их попечительские советы, брать молодёжь на практику, оснастить лаборатории и мастерские. Касым-Жомарт Токаев обратил внимание и на то, что отдельные корпорации работают в этом направлении, однако следует поставить процесс на поток.

Действительно, такие инициативы существуют. Пример — Евразийская группа, Eurasian Resources Group (ERG). Компания придерживается в своей работе принципов ESG (Environmental, Social, Corporate Governance) и в рамках социального направления активно решает проблему кадрового голода в секторе.

ERG привлекает профильных и непрофильных студентов-специалистов, ведёт обучение как собственными силами, так и в тесном взаимодействии с вузами и колледжами в регионах присутствия: у компании подписано более 50 меморандумов с учебными заведениями. Подобные партнёрские соглашения позволяют студентам проходить производственную практику на предприятиях группы. Только в 2021 году практику прошли более 2 тыс. студентов 2–4-го курсов, более 500 молодых специалистов трудоустроены. Также ERG тесно взаимодействует с Центрами занятости населения РК и помогает специалистам с переездом, улучшая условия благоприятной внутренней трудовой миграции по стране.

Ещё один пример — медный гигант отрасли, «Казахмыс». Компания реализует программу «Учёба в вузе — работа на производстве», в рамках которой дети сотрудников и сами работники компании, не имеющие высшего образования, могут претендовать на грант при поступлении в профильные вузы страны. При этом затраты на учёбу целиком возмещает «Казахмыс».

Таким образом, компании сегмента ГМК имеют огромное влияние на рынок труда; ответственные предприятия в секторе напрямую воздействуют на обеспечение социального благополучия, что в текущей ситуации выходит на первый план.

Заметим: фонд заработной платы в сфере добычи металлических руд в четвёртом квартале прошлого года составил 102,1 млрд тг, в металлургии — 105,8 млрд тг. Совокупная доля ГМК в фонде заработной платы промышленного сектора РК, таким образом, составила сразу 31,2%, против лишь 25,3% в 2015 году, а в общем фонде заработной платы по стране — 7%.

Зарплаты, получаемые занятыми в ГМК, выгодно отличаются от средних по рынку. Так, в четвёртом квартале среднемесячная номинальная заработная плата в РК составляла 275,6 тыс. тг, в промышленности — 364,8 тыс. тг, в то время как в ГМК — сразу 421,9 тыс. тг в сегменте добычи металлических руд и 424,6 тыс. тг — в металлургии.