За годы реализации индустриальной программы (за 10 лет) в отрасли:
1) Объем производства вырос в 5 раз.
2) Инвестиции выросли в 3 раза и составили 50 млрд. тенге.
3) Объем экспорта вырос почти в 3 раза и составил
1,1 млрд. долларов США.
По итогам 2019 года произведено продукции на 1 трлн. 372 млрд. тенге (ИФО составил 121%). За 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 535 млрд. тенге, рост составил 18,5 %.
На сегодня в отрасли работает порядка 3 тыс. предприятий (64 крупных, 100 средних и 2795 малых), на которых задействовано 65 тыс. человек (на крупных -20033, на средних – 11401, на малых – 34466).
За годы реализации программы индустриализации реализовано 128 проектов на сумму порядка 367 млрд. тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест.
По итогам 2019 года производительность труда составила 16 тыс. долларов США (в 2009 – 9,2 тыс.долларов США).
Расширена номенклатура экспортируемой продукции.
Сейчас наши предприятия экспортируют в такие страны как: Россия, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и др.
Организовано производство новых видов машиностроительной продукции — пассажирские вагоны, электровозы, ЖД колеса и оси, стрелочные переводы.
АО «Азия Трафо» первым на территории стран СНГ освоило производство супермощных трансформаторов мощностью до 500 МВА (мега вольт ампер).
Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение.
Производство выросло в 24,5 раза, ежегодный приток инвестиций вырос в 14,4 раза. Продукция казахстанского автопрома вышла на экспортные рынки.
При этом, внутри страны каждый второй новый проданный легковой автомобиль является отечественного производства (уровень локализации доведен до 40%).
Ключевые предприятия сектора: СарыаркаАвтопром, ХюндайТрансАвто, Азия Авто, КАМАЗ-Инжиниринг, СемАЗ и ДеуБасКазахстан.
В январе-мае 2020 года произведено 26 тыс. 810 автомобилей на общую сумму 173 млрд. тенге, рост составил 47%. За этот же период экспортировано 1 тыс. 659 легковых автомобилей в Россию, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Построен завод по выпуску легковых автомобилей ХюндайТрансКазахстан в г.Алматы, мощностью 45 тыс. легковых автомобилей в год. Первая очередь успешно запущена в марте 2020 года. За счет технологических операций по сварке и окраске кузова будет осуществляться мелкоузловая сборка автомобилей.
СарыаркаАвтопром в кооперации с узбекским автопромом реализует ряд значимых инвестиционных проектов, таких как совместное производство экспортоориентированных автомобилей Равон и Шевроле (ДАМАС, ЛАБО, Кобальт , Малибу).
В г. Сарань Карагандинской области реализуются:
компанией Казтехна совместно с китайской компанией проект по производству автобусов Ютонг (Yutong);
компанией Казтайртех совместно с компанией Даблстар (Doublestar) проект по производству шин, мощностью 3 млн. шин для легковых автомобилей и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов.
Совместно с ПАО «КАМАЗ» реализуются проекты по строительству заводов по производству литейного завода и редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей.
В сельскохозяйственном машиностроении за 10 лет достигнут:
— рост производства в 5 раз;
— рост инвестиций в 3,4 раза;
— средний уровень локализации продукции составляет 37 %.
За 5 месяцев 2020 года произведено сельскохозяйственной техники на сумму 12 млрд. 46 млн. тенге, в том числе 825 тракторов, 139 комбайнов, рост составил 54%.
Основными игроками сектора являются такие предприятия, как Агромашхолдинг (производство зерноуборочных комбайнов Есиль и тракторов Ловол), СемАЗ и Композит Групп Казахстан (производство трактора марки Беларус), Костанайский тракторный завод (сборка тракторов Кировец), Казахстанская Агро-Инновационная Корпорация (выпуск тракторов Беларус, Бюлер, комбайнов АКРОС, ТОРУМ, посевных комплексов АМИТИ и другого оборудования), а также компания Дон Мар (жатки и посевные комплексы).
На сегодня в стране зарегистрированы порядка 153 тыс. единиц тракторов и 42 тыс. единиц комбайнов. 65% тракторов и 46% комбайнов эксплуатируются более 17 лет.
Нами принимаются меры для гармонизации мер государственной поддержки. Считаем, что успешный опыт внедрения утилизационного стимулирования в автопроме следует распространить на сельскохозяйственную технику. Для стимулирования производства сельхозтехники запущена программа по реализации отечественных тракторов и комбайнов в лизинг.
В планах у наших производителей расширение производства и продуктовых линеек, выход на экспорт, а также освоение выпуска запасных частей и комплектующих.
В мае прошлого года АО «Агромашходинг КЗ» совместно с крупнейшей китайской корпорацией налажено производство тракторов марки «Ловол» (Стоимость проекта составила 1,6 млрд тенге. Мощность предприятия составляет до 3000 тракторов в год).
В октябре прошлого года при Вашем участии дан старт Костанайскому тракторному заводу по сборке тракторов «Кировец», мощностью до 700 тракторов в год. Инвестиции составили 7,3 млрд. тенге.
Казростинжиниринг ЛТД инвестировала в простаивающий завод Вектор и возобновила производство комбайнов в кооперации с Ростсельмаш. Общие инвестиции составили 7,5 млрд тенге. На заводе планируется собирать в год до 800 единиц зерноуборочных комбайнов Вектор и АКРОС.
Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счёт локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, как тепловозы, электровозы, железнодорожные оси и колёса.
Привлечены крупнейшие мировые лидеры в отрасли железнодорожного машиностроения – Alstom, General Electric, Трансмашхолдинг.
За 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 56 млрд. тенге. Средний уровень локализации свыше 50%.
В рамках программы индустриализации были запущены Вагоностроительный завод «Тулпар», Локомотив курастыру зауыты, Электровоз курастыру зауыты и Проммашкомплект, которые производят высоко технологичную, экспортоориентированную продукцию.
Проммашкомплект стал первым предприятием на постсоветском пространстве, внедрившим современный автоматизированный технологический комплекс по выпуску цельнокатаных колес для железной дороги. Мощность предприятия 200 тыс. колес в год. Уровень локализации – 68%. Продукция предприятия полностью закрывает потребности внутреннего рынка и более 60% экспортируется в Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан.
В январе-мае текущего года произведено 71 тыс. 325 колес на сумму 16 млрд. 346 млн. тенге.
Возобновило деятельность предприятие ЗИКСТО в г.Петропавловске, которое в апреле-мае произвело 171 вагон-платформу на сумму 4 млрд. 929 млн. тенге.
В электротехническом машиностроении за 2010-2019 годы наблюдался рост производства в 3 раза, экспорта в 4 раз. Средний уровень локализации достиг 75%.
Только в 2019 году было произведено волоконно-оптического кабеля 34 млн. метров на сумму 5 млрд. 400 млн. тенге и производства прочих электрических проводов и кабелей 1 млрд. 220 млн. метров на сумму 40 млрд. тенге.
Объем производства электротехнического машиностроения за январь-май 2020 года составил 52 млрд. тенге.
Ключевыми предприятиями электротехнического машиностроения являются: Кайнар-АКБ, Кентауский трансформаторный завод, Корпорация Сайман, Казэнергокабель, ЕвразКабель, Казцентрэлектропровод.
Аккумуляторные батареи Кайнар-АКБ экспортируются в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Германию, Китай.
Трансформаторы Кентауского трансформаторного завода идут на экспорт в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.
Компания Алагеум Электрик ведет строительство электротехнического завода в специальной экономической зоне г. Петропавловск, продукция которого будет ориентирована на экспорт.
В горнорудном машиностроении за годы индустриализации удалось добиться значительных результатов – производство выросло в 1,7 раз, экспорт в 1,8 раза.
Были освоены следующие виды продукции: полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование, а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи (ТОО «Мэйкер»).
В горнорудном машиностроении за 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 8 млрд. тенге.
Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются: Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, КазКарбон.
В рамках трансформации производственных процессов и адаптации к новым реалиям, одним из первых предприятий в стране, внедривших элементы Индустрии 4.0, стал ТОО «Мэйкер» в г. Караганда.
В нефтегазовом машиностроении индустриализация позволила нарастить объемы производства в 4,2 раза, экспорта в 1,1 раза.
Были привлечены крупные мировые игроки такие как германский лидер в производстве запорной арматуры – Бёмер Арматурен, канадский ведущий производитель полнокомпактных винтовых насосных систем – Куду Индастриз.
Освоены следующие виды продукции, как запорная арматура, силовые установки, оборудование для фильтрования газов, насосное оборудование, и пр.
Объем производства за январь-апрель 2020 года составил 21 млрд. тенге.
Ключевыми предприятиями сектора являются: Устькаменогорский арматурный завод, Карлскрона, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Мунаймаш, Белкамит, Атыраунефтемаш.
В сфере нефти и газа отечественным предприятиям нефтегазового машиностроения уже оказывается содействие в получении признанных международных сертификатов по стандартам, таких как ISO, API, OHSAS.
поддержки отечественных автопроизводителей действует программа льготного автокредитования и льготного лизинга, в рамках которых за 5 лет работы выделено
50 млрд. тенге, что позволило отечественным предприятиям реализовать 18 тыс. транспортных средств на сумму 92 млрд. тенге.
С прошлого года Национальным банком запущена программа льготного автокредитования, которая пользуется большим спросом у населения. На эти цели выделено
100 млрд. тенге в течение 5 лет (ежегодно по 20 млрд. тенге).
Для поддержки отечественных производств машиностроительной продукции с Союзом машиностроителей Казахстана разработана и утверждена Дорожная карта развития машиностроения на 2019-2024 годы.
Дорожная карта предусматривает мероприятия по поддержке и развитию отрасли в части введения налоговых преференций в обмен на встречные обязательства, по разработке Закона «О промышленной политике» и созданию Фонда развития промышленности.
В настоящее время в реализации находится Программа совместных действий с РФ, Дорожная карта по развитию нефтегазового машиностроения.
При реализации дальнейших мер по поддержке предприятий отрасли мы предлагаем сконцентрироваться на:
— углублении локализации посредством ужесточения встречных обязательств производителей транспортных средств и сельхозтехники;
— создании литейных цехов для производства заготовок и обеспечении качественной сырьевой продукцией нужд машиностроительных предприятий;
— совершенствовании системы государственных закупок машиностроительной продукции путем развития системы долгосрочных «off-take» контрактов и механизма ранних тендеров;
— обеспечение преимущественных условий субсидирования аграриев при приобретении отечественной сельхозтехники;
— увеличении объема финансирования программы льготного кредитования и лизинга продукции машиностроения;
— проведении переговоров по устранению тарифных и нетарифных барьеров от региональных партнеров (Китай, Узбекистан, страны СНГ).
Снятие барьеров и реализация обозначенных мер позволят развивать производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, укрепить позиции отечественных производителей на рынке Казахстана и будут содействовать выходу на новые рынки сбыта.