Поддержке предпринимательства и отечественного производства

0
3116

По линии МНЭ  РК

Во исполнение поручения Главы государства относительно поддержки бизнеса и обеспечения стабильности на рынке труда разрабатывается пакет срочных мер, который включает 7 основных направлений.

Первое. Для предпринимателей будет предусмотрено повышение доступа к тенговому финанисрованию в рамках синхронизации программ  «ДКБ — 2025» и «Экономики простых вещей».

  • Будет расширено кредитование на 400 млрд. тенге до 1 трлн. тенге
  • Средства будут, в первую очередь, предоставлены отечественным производителям для снижения импортозависимости и обеспечения продовольственной безопасности
  • По госпрограмме «ДКБ — 2025» верхний порог кредита будет увеличен до 7 млрд. тенге. Для покрытия текущих расходов предлагается расширить финансирование оборотных средств бизнеса
  • Конечная ставка будет унифицирована и составит 6%
  • Будут сняты отраслевые ограничения в «ДКБ 2025» и расширен перечень приоритетных товаров в программе «Экономика простых вещей»

Второе. Для решения вопроса нехватки залогов, в рамках программы «ДКБ 2025» для среднего бизнеса предлагается увеличить сумму кредита до 1 млрд.тенге, по которому будет предоставляться гарантирование в размере 50%.

Для микро и малого бизнеса предлагается сумму кредита увеличить до 360 млн. тенге с предоставлением гарантий до 85%.

В целом будет упрощен механизм выдачи гарантий.

Третье. В текущем периоде предлагается снизить число проверок среднего бизнеса. Следует отметить, что на проверки микро и малого бизнеса уже действует мораторий.

Четвёртое. Предусматриваются налоговые стимулы для отдельных категорий МСБ. Это крупные объекты торговли, кинотеатры, театры, выставки, спортивные объекты.

Предлагается данную категорию освободить от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком на один год. Приостановить начисления пени на один квартал. Перенести срок налоговой отчетности за 3 квартал.

Пятое. Помимо увеличения кредитования субъектов АПК предусматриваются налоговые стимулы.

Предполагается освобождение от НДС на импорт биологических активов АПК, включающих крупный рогатый скот и племенных цыплят. Также, почти 7 тыс. сельхозтоваропроизводителей будут освобождены от уплаты налога на земли сельскохозяйственного назначения.

Шестое. Предлагается освободить от налогов на доходы индивидуальных предпринимателей работающих в общеустановленном режиме.

Седьмое. Разрабатывается новая Дорожная карта занятости, направленная на обеспечение стабильности на рынке труда.

Общее финансирование составит 300 млрд. тенге.

Будет создано 120 тыс. рабочих мест за счёт реализации новых инфраструктурных проектов в регионах, отобранных на основе результатов проведенного скрининга.

Реализация таких проектов позволит решить самые актуальные проблемы населения, таких как ремонт дорог, мостов, реконструкция объектов ЖКХ и социальной инфраструктуры.

Как отметил Глава государства в телевизионном обращении, на поддержку предпринимателей и создание новых рабочих мест будет выделено не менее 300 млрд. тенге.

Дополнительно проработаны вопросы субсидирования кредитов и предоставления налоговых стимулов, а также в рамках Программы «Экономики простых вещей» будет предоставлена дополнительная тенговая ликвидность до  400 млрд. тенге.

Помимо сохранения деловой активности это позволит создать 160 тыс. новых рабочих мест.

В целом, данный пакет срочных мер окажет стабилизирующий эффект на рынок труда и экономику. 

По линии МСХ  РК

В настоящее время Госпрограммой развития АПК на 2017-2021 года созданы необходимые условия для насыщения внутреннего рынка отечественными продуктами питания.

Осуществляется субсидирование АПК по 16 направлениям по 47 видам субсидий.

Государственная поддержка осуществляется через инвестиционное субсидирование, субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, субсидирование на повышение продуктивности животноводческой продукции и стоимости сырья, сданного на переработку, также действуют базовые субсидии по удешевлению стоимости минеральных удобрений, пестицидов и семян.

Присутствует льготное кредитование через институты развития Холдинга «КазАгро».

Действуют льготные налоговые режимы для субъектов АПК, в частности специальный налоговый режим для юридических лиц и упрощенный единый земельный налог для крестьянских и фермерских хозяйств.

В 2019 году сумма господдержки составила порядка 324 млрд. тенге, с учетом закрытия долгов прошлых годов. На 2020 год объем субсидий составляет 294 млрд. тенге.

Диверсификация сельхозкультур

Будут продолжены работы по диверсификации сельхозкультур исходя из баланса потребления и обеспечения внутреннего рынка продовольствием, сделав упор на производство высокорентабельных культур в рамках импортозамещения и кормовых культур.

При этом отход от монокультур на производство высокорентабельных культур позволит также обеспечить повышение доходности с 1 гектара.

Садоводство

Планируется увеличить площади садов с 65 до 88 тысяч гектар и нарастить объёма производства яблок и плодово-ягодной продукции с 395,5 до 684 тысяч тонн. Это позволит обеспечить занятость с 65 до 88 тысяч работников.

Тепличное производство

В целях обеспечения стабильности поставок овощей будут увеличены площади теплиц с 1236,7 до 1700 га. Рост объёмов производства овощей закрытого грунта с 216,8 до 595 тыс. тонн позволит снизить сезонные скачки цен и обеспечить 34 тыс. человек рабочими местами.

Мясное скотоводство

Здесь семейные фермерские хозяйства будут являться основой модели производства. Указанные фермы будет объединяться в вопросах сбыта, обучения и ветеринарного обслуживания.

Реализация мер по развитию мясного животноводства позволит создать новый класс фермеров-животноводов, что обеспечит рост фермерских хозяйств с 20 до 65 тысяч, увеличит численность КРС с 7,4 млн до 11,2 млн. голов, численность овец с 19,1 млн. голов до 24,3 млн. голов, нарастить производство говядины и баранины с 672 тыс. тонн до 902 тыс. тонн и обеспечить увеличение занятости сельского население с 100 до 325 тысяч человек.

Молочное животноводство

Для достижения быстрого роста в молочном секторе Министерством предлагается ежегодно финансировать и вводить не менее 25 промышленных молочно-товарных ферм от 600 голов и порядка 40 семейных ферм.

В соответствии с намеченными планами всего за 5 лет будет введено 125 промышленных комплексов в районах, входящих в молочный пояс, что в совокупности даст более 700 тысяч тонн дополнительного молока и создаст дополнительно 8 тысяч рабочих мест.

Мясное птицеводство

Всего в рамках программы объемы производства мяса птицы будут увеличены за 5 лет в 2 раза и составят 530 тыс. тонн.

Основной упор будет направлен на реализацию промышленных ферм.

Для ускорения темпов наращивания производства ведется работа по привлечению стратегических инвесторов.

На данном этапе имеется 11 конкретных проектов, из которых по 8 инвестиционным проектам строительство уже ведется, их ввод в эксплуатацию планируется до конца года. По 3 проектам в процессе проектирования и решения вопросов финансирования.

В совокупности указанные проекты позволят нарастить объемы внутреннего производства мяса птицы дополнительно на 163 тыс. тонн и создадут более 3 тысяч рабочих мест. 

По линии МТСЗН  РК 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

  • За последние три года на рынке труда наблюдается положительная динамика
  • Численность наемных работников выросла на 55 тыс. чел.
  • Уровень безработицы снизился с 4,9 до 4,8%

НОВЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ (ДОРОЖНАЯ КАРТА

Реализация инфраструктурных проектов 

  • КАПИТАЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха, оказания услуг населению

  • КАПИТАЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И СРЕДНИЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖКХ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ И КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ:

водоснабжение, канализация, теплоснабжение, системы газо, тепло-, электроснабжения

  • КАПИТАЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И СРЕДНИЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, тротуары, плотины, дамбы и мосты

  • БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ:

благоустройство дворов, освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок 

Потребность в модернизации и перечень инфраструктурных проектов будет определяться с учетом результатов скрининга проблемных вопросов регионов, проведенного НПП РК «Атамекен» 

Условия реализации проектов:

  • найм не менее 50% работников через Центры занятости населения;
  • доля применения товаров и услуг отечественных производителей не менее 90%;
  • стоимость одного рабочего места не должна превышать 4 млн. тенге;
  • зарплата работников трудоустроенных через Центры занятости населения не менее 85 тыс. тенге (2 МРЗП);
  • к реализации подлежат проекты обеспечивающие максимальную занятость по продолжительности и количеству привлеченных лиц

Механизм реализации ДКЗ:

  • принятие постановления Правительства о реализации ДКЗ;
  • лимиты финансирования будут распределяться пропорционально численности рабочей силы;
  • МИО отбирают перечень приоритетных проектов по согласованию с соответствующим отраслевым ЦГО;
  • перечень инфраструктурных объектов выносится на рассмотрение Правительства Республики Казахстан;
  • мониторинг создания рабочих мест и фактов трудоустройства посредством АИС «Интегрированная карта создания рабочих мест» (МТСЗН РК)

Предусмотрено 123 млрд тг: 

  • 30 млрд. МТСЗН РК
  • 10 млрд. МНЭ РК
  • 43 млрд. МСХ РК
  • 40 млрд. МИО

План охвата 735 тыс. чел., из них: 

  • 535 тыс. по программе «Еңбек»
  • 200 тыс. через Электронную биржу труда 

В том числе охват по мероприятиям программы:

  • ОБУЧЕНИЕ: охват — 57 тыс. человек, выделено — 31 млрд. тенге

(профобучение, Бастау Бизнес)

  • МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ: охват — 24 тыс. человек, выделено — 57 млрд. тг. (кредиты, гранты)
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО НА ВРЕМЕННЫЕ РАБОТЫ: охват — 115 тыс. человек, выделено — 23 млрд. тг. (молодёжная практика, социальные места, общественные работы)

ПРИНИМАЕМЫЕ  МЕРЫ:

  • Упрощены условия и порядок предоставления микрокредитов и грантов для социально уязвимых слоев населения (ставка вознаграждения снижена с 6% до 4%, срок кредитования увеличен до 7 лет, гранты без обучения на месячных курсах);
  • Увеличение контингента участников Программы (молодежная практика, общественные работы, гранты для открытия микробизнеса) до 46 тыс. человек

МЕРЫ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

  • Определение перечня и мониторинг предприятий, планирующих высвобождение работников, с установлением пороговых значений (малого – 15%, среднего – 10%, крупного предпринимательства – 1%) с принятием мер по трудоустройству сокращаемых работников;
  • Заключение с предприятиями Дорожных карт по управляемому перетоку работников предприятий между отраслями экономики;
  • Мониторинг соблюдения и заключение новых меморандумов с предприятиями по сохранению рабочих мест;
  • Усиление мер за соблюдением трудовых прав работников (Карта трудовых рисков, профилактический контроль);
  • Проведение мониторинга и контроля предприятий, допустивших задолженность по заработной плате и снижение обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений. 

Подготовлен соответствующий проект Плана мероприятий по оперативному реагированию на нарушения трудовых прав работников

О ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ 2020 года

По линии МСХ  РК

Структура посевных площадей сельхозкультур на 2020 год

В 2020 году сельскохозяйственные культуры планируется разместить на площади 22,5 млн. га, (что больше уровня 2019 года на 238 тыс. га).

При этом площадь зерновых и зернобобовых культур составит 15,2 млн. га (меньше на 193 тыс. га), в том числе пшеницы – 11,4 млн. га (меньше на 4 тыс. га).

Во исполнение поручений Главы государства продолжается работа по диверсификации посевных площадей и переходу к производству высокорентабельных культур, так прогнозируемая площадь масличных культур составляет 3 млн. га, что больше на 122 тыс. га, чем в прошлом году. Увеличится площадь овощебахчевых культур и картофеля – на 19,3 тыс. га, кормовых культур — на 309 тыс. га.

Площадь технических культур (сахарная свекла, хлопчатник, табак) составит 132 тыс. га (меньше на 18,6 тыс. га).

В настоящее время к посевной кампании приступили южные регионы, так в Жамбылской области осуществлен посев на площади 71,7 тыс. га или 10,2% от общей посевной площади, в Туркестанской области посеяно 33,5 тыс. га (4,0%), Алматинской области 3,4 тыс. га (0,4%), Кызылординской 2,0 тыс. га (1,1%).

Обеспеченность семенами

По оперативной информации акиматов областей по состоянию на 16 марта т.г. засыпано 2,5 млн. тонн семян, что составляет 100,4% к плану, из них:

  • семян зерновых культур – 1,9 млн. тонн (101% к плану)
  • масличных – 89,4 тыс. тонн (99% к плану)
  • кормовых – 15,4 тыс. тонн (96% к плану)
  • картофеля – 426,4 тыс. тонн (99% к плану)

По семенам зерновых культур не в полном объеме засыпаны семена в Актюбинской (99,7%) области, по семенам масличных культур в Восточно-Казахстанской (85%), Кызылординской (87%) и Павлодарской (89%) областях.

По картофелю семена засыпаны в полном объеме от потребности, за исключением Кызылординской (0%) областей.

До начала посевной кампании в указанных областях планируется восполнить недостающий объем семян за счет приобретения семян внутри области, в других областях республики и импорта.

В целях обеспечения равного доступа фермеров к качественным семенам как отечественной, так и импортной селекции планируется изменить механизм субсидирования. Субсидию смогут получить и те, кто приобрел семена в Казахстане, и те, кто купил напрямую у иностранных производителей. Старым механизмом это предусмотрено не было.

Будет поддержка при приобретении элитсемхозами оригинальных семян.

На текущий момент из общего объема засыпанных семян проверено всего 77,4%, соответствуют требованиям посевного стандарта – 56%, из них 1 класса – 38%, 2 класса – 10% и 3 класса – 8%.

На сегодня не обеспечивается 100-процентная обработка высеваемого семенного материала зерновых культур.

Обеспеченность минеральными удобрениями

По итогам 2019 года аграриями республики применено 470 тыс. тонн минеральных удобрений (в т.ч. 402 тыс. тонн или 85% субсидированных удобрений). На эти цели выплачено субсидий в сумме 19 млрд. тенге.

По итогам прошлого года, показатель применения удобрений составил 18% от научной потребности.

На 2020 год в местных бюджетах областей предусмотрено 23,3 млрд. тенге, что позволит приобрести порядка 480 тыс. тонн минеральных удобрений.

На сегодняшний день практически во всех регионах не утверждены нормы субсидий.

В этой связи, в целях полного обеспечения аграриев в сезон весенне-полевых работ удобрениями рекомендуем акиматам областей ускорить утверждение перечней и норм субсидий.

Касательно применения средств защиты растений стоит отметить, что в прошлом году практически вся посевная площадь была охвачена обработкой гербицидами, СХТП применено 13,3 млн. литров гербицидов на сумму субсидий 27,4 млрд. тенге.

С текущего года будут субсидироваться не только гербициды, но и другие виды пестицидов.

На 2020 год в местных бюджетах областей на субсидирование пестицидов предусмотрено 30,8 млрд. тенге.

Готовность сельхозтехники

По состоянию на 1 января 2020 года в агропромышленном комплексе республики имеется в наличии 143 тыс. тракторов, 4 тыс. высокопроизводительных посевных комплексов, 78 тыс. сеялок, 243 тыс. почвообрабатывающих орудий.

По данным акиматов областей по состоянию на 15 марта к проведению весенне-полевых работ текущего года готовность тракторов составляет 94%, посевных комплексов – 100%, сеялок – 93%, почвообрабатывающих орудий – 95%.

К началу проведения работ готовность техники составит 100%.

В целях исключения длительной остановки работы сельхозтоваропроизводителями формируются ремонтные бригады. Проведена соответствующая работа с сервисными компаниями по усилению ими выездного сервиса, а также заполнению складов необходимыми запасными частями.

Обеспечение горюче-смазочными материалами

В текущем году на проведение посевных работ по согласованию с Министерством энергетики на период февраль-июнь выделено порядка 387 тыс. тонн дизтоплива.

Учитывая сложные погодные условия, Министерством энергетики поддержана наша просьба о выделении 10 тыс. тонн дополнительного объема, что позволило полностью удовлетворить потребность регионов в дизтопливе.

В настоящее время операторами регионов проводятся процедуры заключения договоров и оплаты выделенных на март месяц объемов дизтоплива.

Финансирование ВПР

Для проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса АО «Аграрная кредитная корпорация» был выделен бюджетный кредит из республиканского бюджета в объеме 70 млрд. тенге, это на 10 млрд. больше, чем обычно. Ставка вознаграждения для конечных заемщиков не будет превышать 5% годовых.

Кредитование субъектов АПК планируется осуществлять напрямую Корпорацией под гарантию банков второго уровня (БВУ), а также через фондирование БВУ, кредитных товариществ (КТ), региональных инвестиционных центров (РИЦ) и микрофинансовых организаций (МФО) под гарантию РИЦ для последующего финансирования субъектов АПК.

Финансированием планируется охватить площадь посева на 3 млн. га, при этом прокредитовать 2 400 сельхозтоваропроизводителей. 

В настоящее время принято в работу 1 516 заявок на сумму 56 млрд. тенге, профинансировано по 258 заявкам на сумму 22,9 млрд. тенге с охватом площади 1,4 млн. га.

К началу массового проведения весенне-полевых работ готовность по всем направлениям составит 100%.

Накопление влаги в осенне-зимнем периоде

По данным гидрометслужбы уровень фактических осенних запасов влаги в верхнем слое почвы характеризуется больше уровня 2019 года.

Высота снежного покрова на севере страны составила 4-60 см, на северо-западе 4-36 см, на западе 5-12 см, в центре 6-47 см, на востоке 4-126 см, в горных районах юго-востока 1-59 см.

В текущем году ожидаются весенние запасы продуктивной влаги в метровом слое почвы на уровне до 105 мм и выше, что благоприятно повлияет на рост и развитие сельхозкультур.

По линии МЭ  РК

В целях проведения весенне-полевых работ 2020 года Министерством энергетики совместно с Министерством сельского хозяйства утвержден График закрепления областей за НПЗ по поставке дизельного топлива на полевые работы 2020 года, в рамках которого потребность для СХТП утверждена в объеме 387 тыс. тонн. (в 2019 году утверждена на уровне 380 тыс. тонн)

Отгрузка дизельного топлива с НПЗ для СХТП осуществляется на приоритетной основе. При этом контроль и мониторинг отгрузок осуществляется на ежесуточной основе.

Рекомендуемая цена дизельного топлива для проведения весенне-полевых работ 2020 года составила 194 тыс. тенге/тонна (161 тенге/литр) (включая НДС) (на условиях FCA – станция отгрузки). С учетом доставки и хранения прогнозная цена для СХТП должна составлять порядка 180 тенге/литр, на 13 тенге дешевле цен АЗС (193 тенге/литр).

На фоне снижения мировых котировок на энергоносители, ресурсодержателями также была снижена цена дизельного топлива для проведения весенне-полевых работ со 194 тыс. тенге/тонна (161 тенге/литр) до 184 000 тенге/тонна (153 тенге/литр) (включая НДС) (на условиях FCA – станция отгрузки). С учетом доставки и хранения прогнозная цена для СХТП должна составлять порядка 172 тенге/литр, то есть на 21 тенге дешевле цен АЗС (193 тенге/литр). Эта цена рекомендована только на март месяц, последующая цена дизельного топлива для СХТП будет рассчитана с учетом сложившейся конъюнктуры рынка на тот период.

По объемам, которые были законтрактованы и оплачены, но не отгружены по ним будет сделан перерасчет. При этом, данная норма не распространяется на уже отгруженные объемы.

Если у сельхозтоваропроизводителей в регионе имеются предложения по цене ниже рекомендованной, то операторы имеют полное право приобретать дизтопливо вне графика.

Министерством принимаются всесторонние меры для стабильного проведения весенне-полевых работ.