ОЮЛ «Национальная ассоциация по снижению вреда факторов риска для здоровья человека «Денсаулык» и POO «Национальная Лига Потребителей Казахстана» представила результаты мониторинга ситуации контрафактной продукции, как важного фактора риска для здоровья казахстанцев. Изучение отечественного рынка было проведено по 4 группам товаров народного потребления: продукты питания, лекарства и медицинские изделия, табачные продукты, алкогольные и не алкогольные напитки.
«В прошлом году мы совместно с Лигой потребителей и коммерческим проектом «Report Kontrafakt» представили анализ отечественного рынка на присутствие контрафактной продукции. Мы продемонстрировали образцы контрафактных товаров, которые активно реализуются на потребительских рынках, что вызвало широкий общественный резонанс. В данном случае мы попытались разобраться в причинах продолжающегося роста контрафакта в стране и разработали рекомендации по улучшению ситуации», — сказала Бахыт Туменова, врач и глава ассоциация «Денсаулык».
В Казахстане согласно отчета Министерства юстиции «Анализ оборота контрафактной продукции в Казахстане», опубликованного 30 декабря 2022 года, в период с 2013 по 2022 годы территориальными органами ведомства осуществлено 1357 проверок. Выявлено 1156 случаев нарушений закона, согласно Кодекса РК Об административных правонарушениях (КоАП), где общая сумма наложенных штрафов составила 81 546 772 тенге.
В стране объем контрафактной продукции ежегодно увеличивается на 7-10%, согласно мнению экспертов национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
«Согласно данным Межведомственного совета по защите прав потребителей, в 2022 году количество жалоб со стороны граждан страны увечилось на 139% по сравнению с показателями предыдущего года, а в отраслях как транспорт, связь, общественное питание и медицина число обращений выросло в 3 раза», — сказала Светлана Романовская, руководитель Лиги потребителей Казахстана.
Таким образом, изучив причины и проанализировав ситуацию вокруг контрафактных товаров в Казахстане, авторы исследования рекомендуют властям о необходимости принятия следующих мер для эффективной борьбы с подделками и товарами низкого качества.
Ужесточить контроль над оборотом контрафактных товаров
В свете устойчивого роста оборота контрафактных товаров в стране, ощущается необходимость ужесточения наказания. Чтобы остановить недобросовестных производителей и перевозчиков, сегодня установлен невысокий размер штрафа. Он определён в размере от 20 до 80 МРП согласно статье 158 Кодекса об административных правонарушениях РК. Остановить контрафакт мог бы уголовный Кодекс РК, согласно которому, за нарушение авторских прав предусмотрено наказание в виде штрафов, вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.
Во-первых, стоит отметить, что оптимизация работы государственных органов и своевременные действия по оказанию необходимой консультативной и медицинской помощи, а также выявление точек продаж контрафакта являются одними из ключевых составляющих эффективной борьбы с подделками.
Во-вторых, необходимо предоставить возможность частным лабораториям, на основе единых требований к проведению испытаний на безопасность и качество продукции, проводить заказные исследования товаров по обращению потребителей.
В-третьих, также целесообразно разработать или усовершенствовать имеющиеся цифровые решения для быстрой подачи жалобы. Например, целесообразным является расширение области охвата приложения компании Казахтелеком Naqty Onim, что сегодня, в рамках пилотного проекта дает возможность потребителям анонимно подавать жалобы исключительно о нелегальных контрафактных сигаретах в розничной торговле.
Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство РК, а также разработка новых законодательных актов
В стране во многих сферах экономики, в которых наиболее распространены нелегальные товары, а также и товары низкого качества, либо отсутствует регулирование или плохо регулируются на законодательном уровне. В некоторых случаях обнаруживается, что на месте нет элементарных регламентов или технических стандартов. Например, в стране отсутствует цветовая маркировка продуктов питания на предмет риска и вредности, что работает «в пользу» недобросовестных производителей.
Следующим примером отсутствия регулирования является «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию» Евразийского экономического союза (ЕАЭС), процесс разработки которого начался еще в 2017 году и по сей день находится на обсуждении ввиду сильной бюрократизации внутри ЕАЭС и сложности в достижении согласия между странами-членами союза. Пока обсуждается документ, ситуация по контрафактным табачным продукциям усугубляется. Ввиду отсутствия четких требований на никотинсодержащую продукцию в рамках ЕАЭС, рынок Казахстана заполнили контрафактные электронные сигареты, которые, теперь как кальянный табак и насвай, запрещены, но в силу большого оборота и спроса перешли в категорию теневого рынка.
В вопросе борьбы с контрафактными табачными изделиями и курением в целом, правительству необходимо обратить внимание на единственный легальный бездымный продукт в стране – менее вредную альтернативу сигаретам в виде нагреваемых табачных изделий (ИНТ). В целях снижения вреда от курения для взрослых курильщиков, целесообразно действующий добровольный стандарт на ИНТ перевести в категорию обязательных документов с целю недопущения неэтичного маркетинга, обеспечения сниженного количества канцерогенов и других вредных веществ в аэрозоле ИНТ, подкрепленных научными заявлениями третьих независимых сторон. Это позволит правительству правильно подойти и зарегулировать ИНТ в части решения потенциальной следующей проблемы с импортом низкокачественного нагреваемого табака из Китая, который, ввиду запрета на оборот электронных сигарет в РК, может резко возрасти.
В отношении энергетических напитков с 8 июля 2024 года применяется законодательный запрет на покупку лицами, не достигшими 21 года. Данная норма спровоцирована ростом зависимости (наличие кофеина) среди детей школьного возраста от энергетиков, ростом ожирения и регистрации диабета второго типа среди детей. В данной ситуации целесообразней было бы рассмотреть запрет на приобретение энергетических напитков лицами, не достигшими 18 лет, а не 21 лет. Ключевая проблема в том, что можно увеличивать возрастной порог до 30 или 40 лет, но если нет исполнения, то все напрасно.
В части других продуктов питания, в рамках закона о защите прав потребителей, технического регулирования и иных НПА, целесообразно рассмотреть разработку правил нанесения цветовой (светофорной) маркировки для обозначения продуктов с повышенным профайлом вреда (транс-жиры, повышенное содержание пальмового масла, сахара, соли, консервантов). А также запустить пилотную информационную кампанию по повышению осведомленности населения – как выбрать наиболее полезный продукт с прилавка, или хотя бы наименее вредный. А по крепко-алкогольным продукциям целесообразно было бы внедрение графических предупреждений по аналогии с сигаретами. Ведь социальный и физиологический вред от алкоголя имеет куда более тяжелые последствия, выражающиеся в росте бытового насилия, дорожно-транспортных аварий и заболеваний печени, ЖКТ и других жизненно важных органов.
Информационная работа и внедрение принципов снижения вреда
Еще одним важным аспектом борьбы с контрафактом является повышение информированности и осведомленности населения о возможных рисках потребления подделок и товаров низкого качества, особенно среди детей и подростков. Необходимо разработать и осуществить на территории страны масштабные информационно-просветительские кампании по повышению знания населения по обнаружению контрафактов и понимания, что человек приобретая контрафактный товар или иную продукцию, не только подвергает риску себя и своих окружающих, но также невольно пособничает росту теневого рынка и бюджетным потерям страны. Необходимо культивировать ответственное поведение и информирование полиции о подделках. Такое поведение должно находить поощрение у общества, стать делом принципа. Роль лидеров общественного мнения в данном вопросе очень большая.