Астана, 28 сентября 2023 г. В столице прошло заседание Республиканского совета по вопросам аграропромкомплекса партии «AMANAT». Были рассмотрены перспективы создания необходимых условий для формирования в Казахстане регионального центра по производству продовольствия с высокой степенью переработки сельхозпродукции, а также — по предложению отраслевых союзов пищевого сектора — вопросы совершенствования законодательной базы для стимулирования производства отечественных продуктов питания.
В заседании приняли участие руководитель совета по АПК партии Аманат, депутат Мажилиса Нуржан Ашимбетов, представители профильных министерств — сельского хозяйства, национальной экономики, торговли и интеграции РК, а также представители отраслевых союзов пищевого сектора РК.
Было отмечено, что недавно Президент К. К. Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, где отметил, что в нашей стране необходимо внедрить принцип протекционистской экономической политики. Президент в Послании указал, что многие развитые государства активно применяют меры государственного протекционизма для защиты рынка и стимулирования отечественных производителей. Тогда как в Казахстане, согласно классификации ВТО, уровень защиты внутреннего рынка остаётся низким.
Президент в Послании подчеркнул, что в Казахстане нужно использовать смелые подходы к торговой политике, в рамках которых государство обязано защищать казахстанских производителей. Также Президент поставил задачу сделать Казахстан одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента, а также довести долю переработанной продукции в общем объёме производства АПК до 70 %. Это непростая задача, и для того чтобы её решить, как отметили участники совещания, нужно вначале навести порядок на внутреннем, «домашнем» рынке продуктов питания Казахстана, где отечественные производители сталкиваются с большими проблемами при реализации своей продукции в местных торговых сетях.
Участники совещания отметили, что проблемы со сбытом в своей же стране у казахстанских аграриев и переработчиков – производителей продовольствия – возникают из-за повсеместного диктата со стороны крупных торговых компаний, которые практически в каждом регионе страны являются монополистами на розничном рынке продуктов питания. В связи с этой ситуацией, которую необходимо в корне менять, отраслевые союзы выступили с рядом конкретных предложений о внесении ряда изменений и дополнений в действующее законодательство.
– Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, стране нужны мощные предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок. Но чтобы такие предприятия выросли, нужно сначала навести порядок с реализацией отечественных продуктов в своей стране, где казахстанские производители лишены возможности равноправно и справедливо продавать произведённую продукцию вследствие агрессивной политки крупных супермаркетов, – прокомментировал директор «Молочного союза Казахстана» Владимир Кожевников.
Представители отраслевых союзов отметили, что торговля крупного формата А,В,С каждого без исключения города Казахстана монополизирована, и местная монопольная торговая сеть навязывает свои условия местным производителям в таком примерно формате: либо продавай по самой низкой цене, часто – ниже себестоимости, либо уходи. Все условия договоров с поставщиками прописаны в пользу сетей. В этих условиях местное производство работает на четверть своих возможностей, мощности не загружены, работников увольняют, налоговые платежи падают. Сил и, главное, денег на реализацию мастабных проектов у местных переработчиков уже не остается.
Производители предлагают законодательно зафиксировать, что в каждом городе присутствует своя монополия. И этот монополист ограничивает на своем объекте свободу и справедливость торговли и конкуренции. Поэтому государство вправе и обязано этому монополисту также ограничить свободу и начать регулировать его деятельность в собственных интересах, то есть в интересах граждан и отечественного производителя.
Также участники совещания предложили внести в антимонопольное законодательство дополнения, которые обеспечат строгий контроль над монопольной политикой торговых сетей. В частности, предлагается ввести контроль сделок на слияние – с разрешением от антимонопольного органа и Министерства экономики. Если две торговые сети по итогам сделки получают долю рынка более 30% в одном населенном пункте, то такая сделка должна блокироваться – разрешения на слияние они от государства получить не должны.
Другое значимое предложение – ввести в законодательство понятие «антиконкурентное сотрудничество», препятствующее свободе торговли и добросовестности конкуренции: когда доминирующая в регионе торговая сеть берёт на дистрибуцию определённый товар и искусственно создаёт ему популярность через различные акции, предоставляя максимальное место на полке, искусственно снижая стоимость до 70%. Подобное взаимодействие с отдельно взятым поставщиком или группой таковых должно жёстко пресекаться и наказываться, считают отраслевики.
Ещё одна группа предложений отраслевых союзов касается изменений в закон о торговле и регулировании торговой деятельности. Так, предложено законодательно закрепить норму, требующую без каких-либо условий обеспечивать доступ в любую торговую сеть на территории РК поставщикам казахстанских продовольственных товаров – так, чтобы доля последних в общем объёме торговой площади была не менее 50%. На это предложение отреагировал участвовавший в заседании вице-министр торговли и интеграции РК, Кайрат Балыкбаев, который сообщил, что его министерством уже прорабатывается механизм, который законодательно обяжет торговые компании выделять 50% полок под продукцию отечественного производителя, что было встречено с одобрением участниками заседания.
Ещё одно важнейшее предложение – полностью исключить из закона «О торговой деятельности» понятие «вознаграждение», предполагающее выплату производителями торговым сетям так называемых «ретробонусов» и других бонусов, либо получение ими от поставщика каких-то несуществующих «дополнительных услуг» за возможность реализовать свой товар. А также – запретить торговым сетям требовать с отечественного производителя скидок на закупочные цены от действующего прайс-листа. «В качестве регулирования работы сетей в законе следует оставить только понятие «торговая надбавка», то есть разница между закупочной ценой от производителя и реализуемой ценой товара. Данная надбавка во всем мире покрывает все издержки торговой сети, и это должен быть единственный легальный источник дохода торговой компании», – пояснила вице-президент «Союза птицеводов Казахстана» Бахыт Кущегулова.
Предлагается также запретить торговым компаниям как-либо ограничивать доступ отечественной продукции к покупателю, что выражается либо в необоснованном отказе от заключения договора поставки товаров, либо заключением договора с заведомо дискриминационными условиями.
Кроме того, производители предлагают ввести в законодательство нормы, гарантирующие строгий контроль качества импортной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности и защиты здоровья жителей Казахстана. Предложен ряд мер, направленных на контроль ввоза импортной продукции, таких как регистрация импортёра в местном управлении торговли и в местном органе контроля качества. Предлагается разрешать импортировать продукты питания только тем компаниям, у которых есть официальное юридическое лицо на территории РК, реальный адрес, обеспечена система доставки и хранения пищевой продукции в соответствии со всеми местными требованиями — чтобы было с кого спросить за качество, а также по поводу уплаты налогов в бюджет государства.
Ещё одна группа предлагаемых поправок направлена на закрепление в законодательстве практики, при которой условия, на которых заключается договора торговых сетей и отечественных товаропроизводителей, не должны нарушать баланс интересов обоих участников. «Согласно юридическим нормам, все договоры производителей с торговыми сетями должны быть равнозначны по условиям. Сейчас же все без исключения контракты – по сути кабальные, в них сети прописывают для себя преимущественные условия, невыгодные для производителей. Особенно строго данное положение должно касаться тех торговых сетей, которые признаны монополистами на конкретной территории. Условия их договоров с отечественными товаропроизводителями должны особенно тщательно контролироваться уполномоченным органом в части баланса интересов участников, – объясняет Владимир Кожевников.
Все выдвинутые отраслевыми союзами предложения по изменениям в законодательство были рассмотрены в ходе заседания и рекомендованы для тщательного изучения профильным министерствам.
Резюмируя итоги заседания, председатель Республиканского совета по АПК партии «AMANAT» депутат Мажилиса Нуржан Ашимбетов отметил: «Перед нами стоят действительно очень серьёзные и амбициозные задачи в секторе агропромышленного комплекса. Сегодня мы получили от отраслевых союзов хорошо проработанный и подготовленный перечень предложений о внесении изменений и дополнений к действующему законодательству. Поэтому нам действительно важно выработать новые эффективные законодательные меры, которые позволят создать на рынке все условия для производства казахстанской продовольственной продукции, а затем начать создавать в Казахстане один из ведущих аграрных центров на Евразийском континенте, повышая долю переработанной продукции в общем объёме производства АПК до 70 %, как отметил Президент К.К. Токаев в своем Послании народу Казахстана».