Андрей Иванов: Шураев и Егеубаева – это не оппозиция

0
3100

Казахстан накануне парламентских выборов-2023 – настоящая находка не только для социологов, политических аналитиков, но и похоже – будущих историков. Пока существующие экономические и политические  силы внутри Казахстана пытаются контролировать крупный бизнес и влиять на власть (последние события в стране это подтверждают), действующий президент, к большому удивлению многих, демонстративно идет своим путем. Уже даже многие из его противников, пусть и осторожно, но все чаще говорят о правильности его реформ.

О том, насколько эти первые сдвиги существенны, корреспондент нашего издания Андрей Большеданов побеседовал с экспертом по изучению стран Востока, доцентом МГУ им. Ломоносова, известным российским политологом Андреем Ивановым

— Александр, выступая на последнем экономическом форуме, президент Казахстана Токаев заявил, что в стране уже сформировалось зрелое гражданское общество, в котором могут высказываться самые разные политические взгляды. На ваш взгляд, к этому действительно есть предпосылки?

— Каким путем решил пойти Токаев, действительно удивило всех – и противников его и сторонников. Больше всего, это похоже на реальные попытки перевести страну на демократические рельсы, как бы пафосно это не звучало. Да, на сегодня это единственный способ обеспечить стране возможности для всестороннего развития. Но пойти на такие шаги – я бы даже сказал, отважиться – именно сейчас, именно в сегодняшних условиях… Это, по крайней мере, признак большой политической смелости. Говорить о каких-то конкретных результатах еще, конечно рано, но первые, очень важные шаги уже сделаны.

Для многих конечно большой неожиданностью стало возвращение строки «против всех» в избирательные бюллетени. Кажется, даже оппозиция здесь несколько растерялась…

Ложное ощущение. Политическое поле в стране заметно оживилось. Добавьте сюда и снижение порога для прохождения партий в мажилис с 7 до 5%. Мы уже видим, что сегодня во власть идут не только функционеры, но и общественники, творческие личности, все те, кто считает, что обладает общественным доверием… Я готов всех вас выслушать, готов вести с вами диалог — словно говорит им своими действиями Токаев.

Вам правда кажется, что, одномандатник Арман Шураев в форме солдата «Азова» действительно может сказать что-то нужное современному Казахстану?

— Оппозиция тоже бывает разной, согласен. Конечно все надеются, что оппозиция пройдёт и в диалогах будет находиться истина. Но в данном случае вы привели неудачный пример – сваливать в кучу патриотизм, нацизм и национализм, одеваться в украинских «азовцев» и что-то самонадуманное рассказывать широкой аудитории, под видом политического анализа – это еще не быть оппозиционером. Это серьёзное заигрывание с тезисами гитлеровской «МайнКампф», где главная идея, это превосходство одной нации над остальными, уничтожение или порабощение более «нецивилизованных» людей.  К сожалению такие люди пытаются войти во власть, но не как реальная и конструктивная оппозиция, а как разрушители. Они оказывают влияние на общество и в первую очередь на молодых, но пользу казахскому обществу от этого мало, а точнее только вред.

— Тогда другой пример. По Алматы выдвигается бывшая телеведущая Динара Егеубаева, чье имя на слуху у ортодоксальных поборников, либеральных ценностей. Может ли оказаться, что именно на нее делает ставку Запад?

— Она не интересна, так называемому Западу. Это её игра или точнее прикрытие, которое сама и придумала, как образ придвигающий демократию. Другое дело, что не просто же она так много лет работает на семью первого президента, и в частности на Даригу Назарбаеву. Именно «работает», а не «работала», это важно. Как раз в этой плоскости, я – уверен (да и не только я) и следует искать корни и объяснение ее активности. Судя по ее выступлениям, она публично сожалеет, что госпереворот в трагическом январе 2022 года не получился.

— То есть вы считаете, что ее акции, вплоть до сгоревшей машины это лишь банальный самопиар?

— Она просто отрабатывает те форматы раскрутки, которым могла научиться, работая, в том числе, на «Радио Свободы» в Праге. Почему бы не сжечь свою машину, если это сработает на твой имидж, при этом зная, что машина у тебя будет. Всегда можно сказать, что на джипчик тебе собрали добрые люди и это срабатывает, как элемент раскрутки. По крайней мере, всегда срабатывало раньше. Проверенная акция. С одной стороны ты жертва, ты реальная угроза для власти, с другой в тебя верит простой народ. Ну, а новую машину купит заказчик, на кого ты работаешь.

— Вряд ли эти люди, идя на выборы, хотят просто «посветить лицом»? Чего тогда добивается, в конечном счете Динара Егеубаева, идя во власть, лично для себя?

— Егеубаева — один из инструментов в руках заинтересованных лиц. Не более того. И если это случится, если эти люди, которые стоят за ней, и ей так активно помогают, действительно придут к власти, то она сразу перестанет быть оппозицией, и найдет себе теплое спокойное место. Возглавит какую-нибудь государственную структуру и станет осваивать бюджет, особо не афишируясь.

На самом деле, все, что делают такие деятели как Шураев и Егеубаева, риторика их публичных выступлений и заявлений, рассчитано на определенные группы населения, традиционно восприимчивые к подобным провокациям и фейкам. Но повторюсь, нужно понимать, что общество в стране все же взрослеет. Пусть не так быстро, как, может, хотелось бы, но постепенно процесс идет. Это уже заметно.

Недавно по казахским пабликам и сетевым сайтам прошла информация, что задержан некий Аркадий Клебанов , подозреваемый в организации нападений на журналистов, в том числе Егеубаеву. Независимая пресса сразу связала эту тему  с властью.

Среди тех медиа, телеграмм каналов, блогеров и прочих , кто говорит о связи этого задержания и власти,   нет никого независимого. Поэтому их попытки показать политический подтекст задержания Клебанова  – естественны и одобрены спонсорами.

И если посмотреть, какой шум пошел, напрашивается вывод о сомнительности так называемой «организации нападений». Вполне   вероятно, это дело имеет провокационный подтекст, рассчитанный привлечение массового внимания. Как и все эти поджоги машин, избиения, покушения и т.п.

— Комментарии, как говорится, излишни. Думаю, что народ понимает, кто это — Шураев и Егеубаева , кто за ними стоит и какие цели они преследуют.

— Об этом и речь. После событий января 2022 года  люди стали внимательнее относится ко всякого рода провокациям. Это показывают последние соцопросы и исследования.