Качество аудита — важнейший фактор конкурентоспособности

0
6382

Гульмира Сейфулина, партнер по контролю качества группы компаний Russell Bedford:

В каждой аудиторской фирме необходимо создавать и поддерживать внутрифирменную систему контроля качества работы, чтобы проводимые ею аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность. О том, что делает группа компаний Russell Bedford для сохранения и обеспечения высоких стандартов качества при предоставлении аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, рассказывает Гульмира Сейфулина.

– Гульмира, расскажите, как Russell Bedford чувствует себя сегодня на казахстанском рынке?

– Группа компаний Russell Bedford является полноправным членом Международной сети Russell Bedford International (russellbedford.com), головной офис которой находится в Лондоне. Russell Bedford International объединяет профессиональную команду и в течение уже 30 лет оказывает помощь своим клиентам по всему миру, строя взаимоотношения на основании стабильного и безопасного сотрудничества.

В Казахстане же сейчас мы являемся кластером, представляющим собой группу компаний, которая имеет свои региональные представительства в Алматы, Астане, Семее, Усть-Каменогорске и Актау. Общая численность сотрудников сегодня – более 80 человек.

Спектр услуг, оказываемых нашими компаниями, включает в себя проведение налогового и финансового аудита, оценку активов, консалтинг в областях бизнес-планирования, маркетинга и оценки рентабельности.

Специалисты нашей компании имеют солидный стаж аудиторских проверок крупных организаций в различных секторах экономики и обладают глубокими знаниями по бухгалтерскому, налоговому, валютному и гражданскому законодательству. Мы входим в семерку лучших компаний, поскольку всего семь казахстанских аудиторских компаний допущены на торговую площадку KASE для проведения аудита листинговых компаний, а также являемся участником МФЦА.

– Вы являетесь партнером по контролю качества, а что такое «качество аудита»?

– Само понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

В нашей компании этому аспекту уделяется повышенное внимание, так как качество аудита является одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг. Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита.

Какие приоритетные задачи решает внутренний контроль качества аудита?

– Внутренний контроль качества – система, которая обеспечивает руководству уверенность в достижении бизнес-целей при соблюдении политики компании и требований законов. Гарантирует защиту активов, поддержание эффективности регулярной деятельности и достоверность финансовой документации.

Как правило, компании используют в работе внутренний контроль качества для решения двух основных задач:

  1. Для своевременного реагирования на риски, связанные с финансовыми операциями, операционной работой, деловой и нормативной деятельностью. В итоге достигаются запланированные результаты, обеспечивается защита активов и управление обязательствами.
  2. Для ведения отчетности: как внутренней, так и внешней.

Как именно происходит работа в этом направлении в Russell Bedford?

– Для осуществления успешной и качественной работы в нашей компании распределены контрольные полномочия между партнерами и руководителями проектов, несущими персональную ответственность за проведение аудита. Также мы проводим контроль над работой аудиторской группы менеджеров и ассистентов на всех этапах их проверки для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества.

Мониторинг выполнения эффективности процедур внутреннего контроля качества возложен на мой отдел, который на постоянной основе осуществляет наблюдение за уровнем эффективности принятых нашей компанией стандартов по аудиторским процедурам.

Для обеспечения качественного аудита наша организация уделяет большое внимание вопросам профессиональной компетентности, профессиональному росту аудиторов, повышению квалификации сотрудников организации в сфере аудита и сопутствующих аудиту услуг. Персонал нашей организации состоит из работников, знающих требования законодательства Республики Казахстан, а при необходимости и других государств, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. Я не случайно упомянула о знании законодательства других государств, так как недавно мы открыли свои дочерние компании в Таджикистане, Киргизии и в настоящее время ведется работа по регистрации компании в Узбекистане.

Также наши усилия направлены на так называемое «выращивание» нового поколения аудиторов. Для этого мы наладили тесную дружескую связь с ключевыми высшими учебными заведениями городов Алматы и Нур-Султана. Нашими аудиторами проводятся ознакомительные лекции по аудиторской деятельности, мы ежегодно привлекаем в летнее время студентов-выпускников на производственную практику, включая их в группу аудиторов на проверки организаций с перспективой дальнейшего трудоустройства в нашу компанию и предоставляя всякого вида возможности профессионального роста.

Беседовал Леонид Степанов
Фото: Вероника Полбина