Основной рост обеспечен колоссальным увеличением объёмов депозитов населения
2021 год отметился в РК значительным ростом вкладов. Так, совокупный депозитный портфель увеличился на весомые 20,7%, до 26 трлн тг; при этом в плюсе как корпоративные вклады — на 18,5% за год, до 12,6 трлн тг, — так и розничный сегмент — причём сразу на 22,8% за год, до 13,4 трлн тг.
Среди крупнейших банков страны в плюсе вся топовая десятка, в целом по сектору — 21 банк из 22 БВУ РК.
Абсолютный лидер среди гигантов — Отбасы банк. Этот розничный фининститут, нацеленный на решение жилищных проблем казахстанцев и работающий по системе жилстройсбережений, увеличил базу вкладов сразу на 73% за год, до 1,9 трлн тг.
На втором месте — Jusan Bank: плюс 59,7% за год, до 1,5 трлн тг. Напомним, в прошлом году фининститут завершил слияние с ещё одним банком топовой десятки, АТФБанком.
Замыкает тройку лидеров «американец» Ситибанк Казахстан, работающий в корпоративном сегменте: плюс 30,1%, до 900,4 млрд тг.
Подводя итоги года, мы видим всё усиливающуюся тенденцию, о которой пишем давно: при том, что рост вкладов по сектору обеспечивается, в первую очередь, притоком средств от населения, обычные депозиты казахстанцев интересуют всё меньше. Лидерство в 2021 году со столь большим отрывом по сектору Отбасы банка, позволяющего конвертировать накопления в квадратные метры, подтверждает наши прогнозы.
В целом этот тренд, как и рост популярности всех инструментов системы жилстройсбережений, наблюдается не первый год, а текущая ситуация лишь ускоряет динамику. Причина в первую очередь в том, что, хотя традиционные депозиты — по крайней мере, для населения, — всегда были средством уберечь накопления, при текущем уровне инфляции они перестают справляться даже с такой простой задачей, не говоря уже об инвестировании и приумножении средств. Так, по данным НБ РК, годовой уровень инфляции в декабре прошлого года составлял 8,4%, а средние ставки вознаграждения по депозитам в тенге — всего 7,3%. В таких условиях поиск альтернативных инструментов накопления и инвестирования для казахстанцев — неизбежность.
Более того, как уже было показано, в текущих реалиях вложения в недвижимость перекрывают не только рост инфляции, но и темпы девальвации нацвалюты, оставаясь на долгой дистанции одной из самых выгодных инвестиций.
Стоит отметить: помимо уже описанных факторов, а также естественной потребности в жилье, которая остаётся крайне острой в РК, ещё одним моментом, ускорившим переход казахстанцев к новой инвестиционной стратегии, стала возможность перевести в будущую недвижимость, то есть в жилищные строительные сбережения, часть пенсионных накоплений, превышающую порог достаточности. К слову, сам порог достаточности в РК планировали поднять уже с начала текущего года, однако затем отложили повышение до 1 апреля 2022 года, чтобы казахстанцы успели воспользоваться предлагаемыми возможностями как в жилищной сфере, так и вне её.
Напомним: ранее, с начала прошлого года, пенсионные накопления можно было использовать для улучшения жилищных условий, а в декабре 2021-го МИИР РК выпустило приказ, позволяющий перевести часть пенсионных средств на депозит в Отбасы банке.
Новая возможность доступна с декабря прошлого года. Для желающих воспользоваться ею создана подробная инструкция, включающая 4 этапа:
1. подготовительный этап;
2. этап подачи заявки на использование ЕПВ;
3. этап работы в личном кабинете;
4. этап перевода средств на депозит в Отбасы банке.
Вкратце: необходимо зайти на платформу www.enpf-otbasy.kz с помощью своей электронной цифровой подписи (ЭЦП), в личном кабинете проверить наличие действующего депозита и специального счёта, если всё есть — и действующий депозит, и спецсчёт, — после авторизации на сайте нужно выбрать способ использования ЕПВ и цель: пополнение вклада в жилищные строительные сбережения для дальнейшего накопления. Далее указать сумму, а также удержание и перечисление индивидуального подоходного налога (ИПН) и перевести поступившие на спецсчёт средства на депозит.
Приобрести жильё с помощью депозита в Отбасы банке с использованием пенсионных средств нужно будет в течение трёх лет. Если клиент банка не использует ЕПВ в указанные сроки, они вернутся в пенсионный фонд.