Без программ устойчивого развития у бизнеса нет перспектив

0
22081

Лев Аппаков, генеральный директор Schneider Electric в Казахстане

Устойчивый бизнес – это бизнес, который не просто ведёт
к положительным финансовым результатам, но и оказывает положительное экологическое и социальное воздействие. Подразумевается, что сознательное управление таким воздействием позволяет снизить издержки, улучшить взаимоотношения с клиентами и партнерами, повысить эффективность управления рисками. Однако для одних компаний быть sustainable сегодня – это лишь следование глобальному тренду, для других – изменение принципов управления и потребления, а для третьих – возможность увеличить капитализацию компании и получить инвестиции. О том, для чего же компаниям все-таки нужна устойчивость, каково верное значение этого слова для бизнеса и какие преимущества может дать концепция устойчивого развития рассказывает Лев Аппаков, генеральный директор Schneider Electric в Казахстане.

– Интересен тот факт, что профиль компании Schneider Electric энергетика, а она является одной из причин глобального потепления и выбросов CO2. Но при этом Schneider Electric стала компанией № 1 в области устойчивого развития в мире по версии Corporate Knight. Как вам удается сочетать это?

– Дело в том, что мы предоставляем цифровые решения в области управления электроэнергией и автоматизации. То есть не генерируем электроэнергию, а разрабатываем оборудование, цифровые сервисы, технологии для распределения и эффективного использования этой энергии. Мы делаем здания, дома, офисы и производства умными и энергоэффективными.

Человек не может вообще отказаться от электроэнергии, спрос на нее будет только расти в дальнейшем, поэтому вопрос эффективного использования электроэнергии и снижения углеродного следа все более и более актуален.

Мы давно занимаемся решением вопросов в области устойчивого развития, декарбонизация – основа нашей глобальной стратегии.

Ведь если у Schneider Electric получится построить устойчивый бизнес, это может вдохновить и другие компании сделать то же самое. Хороший пример – программа Schneider Sustainability Impact (SSI) на 2021–2025 годы. Все наши клиенты, сотрудники, партнеры и инвесторы заинтересованы и следят за усовершенствованием наших стандартов.

Стратегия устойчивого развития Schneider Electric также соответствует принятым в 2015 году 17 целям устойчивого развития ООН и Парижскому соглашению, подписанному в рамках Конвенции ООН об изменении климата. Мы делаем упор на такие ключевые направления, как борьба с изменением климата, ответственное производство и потребление, где фокусируемся на экологичных цепочках поставок и циклической экономике, доступной и чистой энергии, чистой воде, инновации в промышленности.

Наша компания намерена продолжать реализовывать поставленные цели в этой области, а также помогать своим заказчикам и бизнес-партнерам в достижении их целей в области устойчивого развития. В частности, в 2018–2020 годах нашим клиентам по всему миру удалось избежать суммарного выброса CO2 в объеме 120 млн тонн благодаря решениям Schneider Electric.

– А можете рассказать более подробно: что именно на сегодняшний день делает Schneider Electric в области устойчивого развития? Какие направления бизнеса/проекты созвучны с целями устойчивого развития именно в Казахстане?

В этом году мы объявили цели Schneider Sustainability Impact на 2021–2025 годы, и они подразумевают значительное повышение предыдущих целевых показателей. В основе программы лежат шесть долгосрочных обязательств, призванных помочь достижению каждой из Целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН. Данные обязательства направлены на активные действия для борьбы с изменением климата, эффективного использования ресурсов, ведения деятельности в соответствии с принципами доверия, создания равных возможностей, использования знаний различных поколений и поддержки местных сообществ.

Наша компания давно сотрудничает с казахскими университетами в подготовке студентов, в оснащении лабораторий и центров экспертиз, которыми мы располагаем во многих вузах. Мы это делаем для инвестиции в наше общее будущее. Нам важно, чтобы студенты с ранних лет понимали важность правильного использования энергоресурсов и их влияние на окружающую среду.

Кроме того, с 2019 года все мероприятия мы проводим в формате Green meeting, то есть минимально используем пластик, отказываемся от печатных каталогов в пользу цифровых версий. Также важно отметить, что наш офис в г. Нур-Султане получает часть электроэнергии от солнечных батарей с крыши бизнес-центра. Энергия из возобновляемых источников имеет принципиальное место в системе координат Schneider Electric, в будущем мы планируем арендовать и другие офисные и складские помещения, отвечающие требованиям по устойчивому развитию.

В последние годы в Казахстане было реализовано множество объектов, которые в полной мере демонстрируют суть понятия «умное здание». Их эффективность гораздо выше тех объектов, где нет системы автоматизации. Сейчас я говорю о таких проектах, как Медиа-Центр, г. Туркестан, Акимат, центр Улы Дала Ели, драмтеатр и многие другие. Это наша гордость. Мы видим, как на наших с вами глазах преображается технологический мир. Происходит активное проникновение IT-технологий в разные отрасли, в том числе в электрику, коммунальные инженерные сети.

Система автоматизации зданий – Building Management System, которая была развернута на перечисленных объектах, развилась из исходных систем – подачи воды, холода, тепла, вентиляции. По сути, она забрала управление всеми остальными инженерными системами. Согласитесь, неэффективно иметь на одном объекте много разных подсистем, каждая из которых будет управляться своим «софтом», работать на своем «железе», на своих протоколах и требовать от персонала знаний разных систем и архитектур. Сейчас все подсистемы интегрированы в одну программную среду.

Отопления должно быть достаточно, вентиляция – обеспечивать воздухообмен и кондиционировать, освещение – работать, водоснабжение – под нужным давлением на всех этажах. Все эти функции должны быть бесперебойными, безопасными, в любую секунду доступными. В плане электроснабжения, например, мы должны понимать, в каком состоянии находится вся система распределения энергии, на какой процент мощности нагружен каждый выключатель, что с ним происходит. Нет ли тенденции к необоснованному превышению нагрузки или ее неправильному распределению. Не ожидает ли нас аварийное отключение.

Умная автоматизация позволяет получить высокую энергоэффективность и исключить вероятность перерасхода энергоресурсов в целом. Важно понимать, что это не только экономия электроэнергии, но и газа, холодной, горячей воды и теплоносителя при централизованной системе отопления. Это и есть наша основная зеленая задача сегодня. Энергетическая дилемма заключается в том, что человечество хочет потреблять все больше и больше энергии, но при этом, чтобы сгенерировать эту энергию, зачастую наносится серьезный вред окружающей среде.

Мое глубокое убеждение: нужно начать меньше тратить, и это возможно. А чтобы меньше тратить – при этом, как это ни странно, повышая уровень комфорта – необходимо развивать автоматизированные системы, помогающие учитывать, анализировать, подсказывать и экономить.

– Как вы считаете, для наших компаний действительно важно устойчивое развитие бизнеса, снижение углеродного следа и охрана окружающей среды или это дань моде? Каждый раз, когда мы начинаем говорить об устойчивом развитии, чувствуется скепсис читателей, ведь они настаивают на том, что для нашей страны, в которой многие до сих пор не имеют доступа к электричеству и воде, гораздо важнее уделять внимание насущным проблемам. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Необходимо развиваться сразу в нескольких направлениях. Ведь одна из целей устойчивого развития – это предоставление равных возможностей доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. Я уверен, что мы идем по пути прогресса в достижении этой цели, и есть обнадеживающие признаки того, что энергия будет становиться все более устойчивой и широкодоступной. Концепция зеленого роста стала неотъемлемой частью экономической политики для многих стран, и Казахстана в том числе. В начале 2020 года на заседании правительства министр энергетики Нурлан Ногаев сообщил, что в Казахстане намерены довести долю возобновляемой энергетики в общем объеме производства электроэнергии до 6 % в 2025 году, к 2030 году – до 10 %, а к 2050 году на возобновляемые и альтернативные источники энергии должно приходиться не менее половины всего энергопотребления.

Мы уверены, что в будущем в Казахстане продолжится интенсивная урбанизация, будут расти города и конкуренция между ними. Поэтому у них нет другого выбора, нежели становиться «умными», повышать энергоэффективность и сокращать выбросы, чтобы привлекать инвесторов и таланты. У Schneider Electric для этого есть разработки и сеть партнеров, готовая поддержать трансформацию городов, что, несомненно, позволит двигаться к реализации концепции зеленой экономики еще быстрее.

Большинство крупных компаний в мире уже поддержали климатические цели ООН. Если это останется только лозунгами, они не достигнут нужной капитализации, поэтому двигаются только вперед. Чтобы выполнить свои цели по сокращению выбросов, они работают не только со своим углеродным следом, но и с выбросами своих поставщиков, ведь это неотъемлемая часть их совокупного влияния на климат. В любом случае это коснется всех компаний, и в первую очередь тех, что работают на экспорт.

Предприятиям Казахстана нужно осознать, что они находятся не в вакууме, это глобальный мир, и любые компании, заказчики или партнеры так или иначе связаны с глобальной цепочкой поставок. Зеленые сертификаты, которые уже требуют с компаний в Европе и США, рано или поздно будут требовать и с Казахстана. И да, все, что связано с экспортом, на 100 % связано с этой повесткой. Потому что каждый, кто планирует или продает что-то за рубеж, должен осознать, что эта тема давно волнует Европу, США и Китай, а это большая часть мировой экономики. Так что если к этому присоединится Индия и Латинская Америка, а это обязательно случится, то весь мир будет требовать от компаний соответствия. Без программ устойчивого развития у бизнеса нет перспектив.

– То есть уже сегодня уместно говорить о том, что устойчивое развитие бизнеса не только улучшает репутацию компаний, но и влияет на их экономическую состоятельность?

– Еще несколько лет назад зеленые инвестиции зачастую рассматривались компаниями, как чисто имиджевые. Сейчас мы перешли на этап, когда такие инвестиции становятся окупаемыми и приносят дополнительную прибыль за счет повышения эффективности производства, более качественного планирования логистических цепочек, улучшения мониторинга по всем ключевым показателям производства. Уже сейчас имеются данные о том, что доходность капитала тех компаний, которые активно участвуют в решении вопроса климатических изменений и открыто сообщают о своих действиях, на 18 % выше, чем у аналогичных компаний.

– Можно ли говорить о том, что на фоне пандемии устойчивое развитие набрало обороты?

– Приверженность к целям по устойчивому развитию осталась прежней, но принимаемые меры стали носить еще более срочный характер. Очевидный пример – переход многих компаний на удаленный режим работы. Сохранение здоровья сотрудников требует пристального внимания наравне с обеспечением работоспособности основных инженерных систем предприятий. Снизить зависимость от человеческого фактора помогло повышение надежности ЦОДов, удаленное управление и использование систем автоматизации, в том числе с элементами искусственного интеллекта.

Спустя полтора года после начала пандемии стало очевидно, что интеграция инженерной инфраструктуры вышла на новый уровень – с дистанционным мониторингом и управлением, причем не только оборудования, но и сервисов. Таким образом, пандемия ускорила интеграцию решений, способных по возможности полностью заменить машинами людей или хотя бы машинным контролем человеческих действий.

– С чего компаниям начинать свой переход к устойчивому развитию? Какими должны быть их первые действия?

– На мой взгляд, когда речь идет об устойчивом развитии, не следует изобретать велосипед. Председатель Экономического и Социального Совета ООН Мона Юул назвала Цели устойчивого развития компасом, по которому следует ориентироваться при постановке целей. И я с ней полностью согласен.

В первую очередь необходимо проанализировать и осознать все 17 целей устойчивого развития, которые утвердили в ООН. Проведите опрос сотрудников, партнеров и клиентов, вероятно, что в вашем окружении распространены идеи социально-экологической ответственности, есть лидеры-активисты, продвигающие волонтерство, или те люди, которые живут по принципу разумного потребления. По итогу общения со всеми заинтересованными можно создать черновик наиболее актуальных направлений устойчивого развития. После чего выберите конкретные цели, которые наиболее точно соответствуют сфере деятельности и корпоративному духу вашей компании. Это станет основой вашей будущей стратегии.

Следующим шагом будет оценка положения дел. Для этого я рекомендую привлечь внешних, независимых экспертов, т. к. необходимо провести аудиты производственных площадок, цепочек поставок, внутренних процессов. Здесь важно не увлечься и не забыть про внутреннюю политику, чтобы стратегия не противоречила существующим регламентам.

Данные, которые вы получите и проанализируете, лягут в основу матрицы развития процессов по устойчивому развитию. На ее основе можно приступить к подготовке конкретных метрик и KPI. Важно, чтобы достигнутые результаты были измеримы. Качественно или количественно.

Обязательно будьте открыты, делитесь своими результатами, мотивируйте себя и других в достижении целей по устойчивому развитию.

Пример отчета Schneider Electric по устойчивому развитию вы можете посмотреть по ссылке

– Благодарю вас за интересную беседу.

Беседовала: Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина