Эксперты сходятся во мнении, что негативные последствия климатических изменений – это уже не вопрос будущего, это наше настоящее. Повышение температуры, катастрофические лесные пожары, засуха, опасные выбросы в атмосферу – это глобальные проблемы, ради решения которых странам срочно необходимо объединить усилия.
Этим вопросам в рамках Евразийского медиа форума была посвящена экологическая сессия. На ней эксперты из разных стран, учёные, представители бизнеса и гражданские активисты обсудили, что можно сделать для решения серьёзных экологических проблем, главной из которых является продолжающееся изменение климата. Его последствия в этом году мы отчётливо почувствовали и у себя в Казахстане на примере засухи в некоторых регионах страны.
«Вопрос изменения климата касается всех, но в разных регионах изменения происходят разными темпами. Если посмотреть, например, на регион Африки, на Афганистан, другие регионы, то мы увидим, целый ряд возникших из-за климатических изменений проблем. В частности, это вопросы продовольственной безопасности, а отсутствие продовольствия приводит к конфликтам, конфликты приводят к миграции, миграция к неравенству и так далее. Это не вопрос будущего, это происходит уже сейчас, но пока мы лично с этим не сталкиваемся, понять и осознать сложно. Не все страны пока одинаково ощутили изменение климата, но пандемия научила нас — проблемы не изолированы, есть общие проблемы, требующие общих решений», — отметила Назанин Алакиджа, благотворитель, активистка движения в защиту прав человека и амбассадор в области образования из Великобритании.
Худший сценарий уже реализуется, считает Мэттью Пай, заведующий кафедрой философии Европейской школы из Брюсселя. Учёный отметил, что если говорить о перспективе на ближайшие 10 лет, то мы твёрдо взяли курс на повышение температуры ещё на 3-4 градуса. Много это или мало? Для наглядности Пай сравнил с температурой тела человека и отметил, что повышение на 2 градуса уже связано с дискомфортом, а на 4 – смертельно опасно.
«Мы сейчас находимся в ситуации, когда концентрация парниковых газов в атмосфере – это не просто исторический уровень, мы бьём прежние антирекорды. И самое ужасное, что темпы выбросов до сих пор ускоряются», — подчеркнул Мэттью Пай.
Чтобы решить проблему, усилия должны объединять не только страны, но и все заинтересованные стороны, в том числе, крупный бизнес, роль которого в экологической повестке растёт. Как показывают некоторые примеры, компания, встроившая экологическую повестку в свою бизнес-миссию, как это сделала в частности Philip Morris International, может добиться значимых результатов.
«Мы работаем в нескольких направлениях и одно из них, конечно, снижение выбросов. В прошлом году нам удалось сократить объём прямых и косвенных выбросов на 26% по сравнению с 2019 годом. Безусловно, наша задача – это углеродная нейтральность и у нас есть цель достигнуть её на наших предприятиях к 2030 году. Уже сейчас 2 фабрики компании из 39 углеродно-нейтральные, а ещё несколько работают над тем, чтобы перевести на углеродную нейтральность своё производство. Но, говоря о климатической повестке, мы рассматриваем все аспекты, включая, например, такой аспект, как вождение корпоративных автомобилей. Принципы экологического вождения очень активно внедряются во всех филиалах компании по миру. Также очень важной для нас является проблема загрязнения, проблема мусора и здесь я бы отметила роль нашего представительства в Казахстане, которое очень много делает для того, чтобы вести просветительскую работу среди населения. В 2020 году Филип Моррис Казахстан совместно с Ассоциацией экологических предприятий Казахстана запустили проект «Стоп мусор!», который вызывает большой интерес и в наших филиалах в других странах. Они присоединяются к нему и реализуют не только просветительские, но и волонтёрские инициативы» — рассказала Ирина Жукова, директор по устойчивому развитию Philip Morris International в России и Восточной Европе, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству, г. Москва.
По мнению спикера, сейчас повестка устойчивого развития стала необходимостью и единственной возможностью для выживания крупного бизнеса. Крупные компании испытывают всё большее давление со стороны регулирующих органов, гражданского общества, потребителей, которые все лучше осведомлены об экологической ситуации. То ест, забота об экологии и окружающей среде сегодня становится не только проявлением социальной ответственности бизнеса, но и весомым конкурентным преимуществом. И чем большее число компаний по всему миру это осознает, тем более весомый вклад они смогут внести в решение серьёзных климатических проблем.
По мнению экспертов, время упускать больше нельзя – пришёл период активных действий, когда каждый должен включиться в борьбу по предотвращение климатических изменений.