Data Matrix: честный знак или новая препона для производителей?

0
457

Цифровая маркировка Data Matrix подразумевает нанесение специального кода на каждое изделие. Код содержит полную информацию о продукте и его движении от производителя или импортера до конечного потребителя. Также она дает возможность контролировать оборот товаров, не допуская попадания подделок и контрафакта на прилавки.

Маркировка молочной продукции станет обязательной в Казахстане к концу 2021 года.

«Россия и Беларусь с 1 июня 2021 уже ввели маркировку мороженого и сыров. Теперь и мы должны до 31 декабря 2021 года обеспечить маркировкой нашу продукцию. Мы постоянно говорим об этой маркировке на всех встречах с госструктурами, бизнес-сообществами, обсуждаем этот вопрос, и есть разные мнения на этот счет: кто-то предлагает вводить ее безоговорочно, кто-то предлагает подождать, а кто-то и вовсе против введения кодов», – рассказывает Дмитрий Докин, руководитель категории «Мороженое» компании «Шин-Лайн».

Детальное изучение вопроса показало, что помимо положительного эффекта, нововведение, несет в себе ряд значительных трудностей, как финансовых, так и производственных, поскольку нанесение кода достаточно трудоемкий процесс, требующий специального оборудования.

Вот это и тревожит производителей больше всего – оборудование для нанесения DataMatrix кодов и специалисты по работе с ним. Его нужно не только приобрести и доставить, но его необходимо смонтировать, установить, провести пуско-наладочные работы. Но главное, чтобы оно работало в дальнейшем, нужен штат специалистов, которых сейчас нет.

«Штрих-код у каждого вида мороженого – одинаковый, а код Data Matrix должен быть уникальным у каждой единицы товара. Для того чтобы нам наносить такой код на каждую единицу товара, нам надо либо искать типографию (но в Казахстане пока никто этого не делает), либо самим закупать оборудование, – так оценивает ситуацию Дмитрий Докин.

Он также отметил, что на его взгляд мера по маркировке шуб или алкогольных напитков оправдана: эти товары чаще всего подделывают, однако мороженое – совершенно не тот случай.

Объективно, что в отличие от сигарет, фототехники или одежды, молочная продукция имеет ограниченный срок годности. К тому же сырье поступает на заводы ежедневно и должно быть переработано в тот же день, поэтому нанесение кода усложняет процесс в разы.

«Мы-то выживем, а вот что будут делать предприятия поменьше – большой вопрос. Скорее всего новые правила маркировки приведут к тому, что малые и средние казахстанские производители мороженого просто не смогут продавать свою продукцию в Россию. В целом данная мера снижает наш потенциал, так как для того, чтобы сканировать каждый код и заносить его в базу, нам необходимо будет переделывать высокопроизводительные линии. И какая задача будет этим решена – неизвестно. Эти инвестиции, выделенные на маркировку, мы могли бы направить на развитие производства», – говорит Докин.

По его оценкам, решение по маркировке обойдется компании в $3 млн. Это значительные средства для любого предприятия отрасли. По мнению специалистов, при таких расходах прогнозное увеличение конечной цены составит 10-12%. А вот это уже вряд ли порадует потребителей, ради которых по идее система и вводится.