Почему гибридная разработка – будущее ИТ в телекоме

0
985

Андрей Белов, заместитель генерального директора AT Consulting Казахстан (входит в Лигу Цифровой Экономики)

Телеком-компании в Казахстане уже давно перестали выполнять функции только сотовых операторов. Клиентам неинтересна сугубо фиксированная или традиционная связь, им нужна экосистема продуктов, доступ к которой можно получать из одного окна. Поэтому сейчас операторы вынуждены перестраиваться и становиться телевидением, образовательными организациями, банками, развивать услуги умного дома и прочее. Особенно в этом году, когда офлайновый мир замер и вся жизнь человека переместилась в онлайн из-за пандемии. В то же время телеком в Казахстане активно развивает B2B-направление: облачные услуги по хранению персональных данных клиентов, сервисы на основе искусственного интеллекта, Big Data для персонализированных коммуникаций с клиентами.

Рынок развивается динамично, так что задача оператора – быть гибким не только в принятии управленческих решений, но и с точки зрения технологий. Сейчас, несмотря на огромные инвестиции в цифровизацию страны, операторам Казахстана требуется пересмотр ИТ-стратегии.

Отсюда безусловный тренд рынка на инхаус-разработку. Лидеры – «Казахтелеком», Beeline и Kcell – делают упор на найм собственных разработчиков, чтобы строить инфраструктуру и автоматизировать процессы на своем софте и не зависеть от решений вендоров, бюджет на лицензирование и поддержку которых ежегодно растет примерно на 10%.

По наблюдениям экспертов AT Consulting Казахстан, такая стратегия «бегства» не всегда эффективна. Чаще всего «под раздачу» попадают критически важные, тяжеловесные бизнес-системы – биллинг, e-сommerce, которые совершенствовались на стороне вендора годами. Для создания такого же продукта с нуля нужна опытная несменяемая команда, которая глубоко погружена в специфику внутренних процессов и после внедрения может еще в течение нескольких лет поддерживать, дорабатывать и отлаживать систему.

Также на ИТ-рынке Казахстана есть серьезная проблема кадрового голода, которая создает дополнительные барьеры для цифровой трансформации. Последние пару лет казахстанские операторы активно участвуют в работе с молодыми ИТ-специалистами через университеты, хакатоны и собственные проекты – на рынке труда дефицит, поэтому в ход идут разнообразные инструменты подбора персонала.

Дефицит накладывает свой отпечаток на взаимоотношения работника и работодателя. Конкуренции практически нет: даже junior-разработчик понимает, что он нужен компании больше, чем она ему – особенно на фоне увлечения инхаус-разработкой. Это приводит к искусственному росту зарплатных ожиданий – в Казахстане junior-разработчик стоит как хороший middle в России, а также снижению уровня компетенций и мотивации специалистов. В результате игроки сталкиваются с огромной пропастью между внутренними ИТ-задачами и возможностями рынка.

В комплексе эти две проблемы создают риск того, что, ввязавшись в проект «побега» от вендора, оператор останется ни с чем – а точнее, с убытками, не самым подходящим софтом, негативом от клиентов и имиджевыми потерями. Вполне реальна история, когда менеджер запускает проект, строит его до минимально жизнеспособного пилота, а затем, получив строчку в резюме, забирает команду и уходит строить карьеру в другом месте, получив более выгодный оффер.

Пока решить обе проблемы разом отлично получается у оператора Kcell, который изначально делал фокус на собственную разработку и создал сильную команду, заточенную под проекты компании. «Казахтелеком» и Beeline только сейчас приходят к такой модели.

При этом я уверен, что будущее ИТ в телекоме – за гибридной разработкой, то есть за трехсторонней работой на проекте (собственная команда, вендор, интегратор). У телеком-компаний есть склонность фокусироваться на одной технологии и развивать ее годами – вендор и интегратор же не «зависают» в одной точке, а работают с разными задачами, масштабами, рынками и технологиями, и их уровень компетенций намного выше. Работая в связке, собственная команда заказчика может расширить свой кругозор, чтобы постепенно на сторону аутсорсера отдавать все меньше проектов. И, конечно, такая гибридная разработка влияет на time-to-market и трансформацию собственной инфраструктуры.