Неубиваемый бизнес

Карантин заканчивается. Пока неизвестно, начнется ли снова, но весь мир выходит понемногу из застоя и бизнес тоже возвращается к жизни. Возвращается, но не весь. Возвращается, но многие с серьезнейшими потерями — потерями финансовыми, человеческими, потерями уверенности в завтрашнем дне.

Буквально позавчера в течение трех часов мы с предпринимателями  и руководителями  из пяти стран (от Португалии до Монголии) обсуждали важную тему — как создать пошаговый план для того, чтобы любой кризис проходил более гладко, что может защитить бизнес и сделать его по-настоящему бессмертным, неубиваемым.

В продолжение прошлой статьи, напомню, что бизнес — это тоже организм, и многие законы работают похожим образом. С одной оговоркой — бизнес может жить столетия, если учтены основные правила его сохранения.

Что же это за правила и как их учитывать в различных ситуациях?

Принцип №1. Любовь к собственному делу.

Основатель должен любить своё дело. Относиться как к своему второму телу, ухаживать, следить за здоровьем,  замерять основные показатели жизнедеятельности, тренировать, обучать, ставить цели, приводить в порядок внешний вид,  контролировать работу внутренних органов (подразделений). Многие основатели  вылетают в кризис из бизнеса по одной простой причине — их бизнес уже давно вылетел из них и стал им не очень интересен.

Принцип №2. Запас прочности и резервные фонды.

Бизнес нужно создавать с запасом прочности относительно давления среды. Как мы создаем тепло телу, кормим его, надеваем шлем для безопасности, точно так же и в  компании должен создаваться резервный денежный фонд (обычно 5-10% от чистой прибыли), который пригодился бы на «черный день». В деньгах, которыми можно воспользоваться, чтобы сохранить команду, выплачивать основные расходы в сложный момент. Идеальный срок простоя, к которому должен быть готов здоровый бизнес — 6 месяцев. Этот важнейший принцип финансов я усвоил на «Школе Владельцев Бизнеса» Александра Высоцкого, что спасло мои компании и не раз. К сожалению, многие пренебрегают этим простым правилом точно так же, как не чистят зубы — что потом происходит, многие из нас знают.

Принцип №3. Бизнес-мечта.

Предприниматель должен создавать вдохновение у сотрудников, чтобы в любой кризисной ситуации это давало людям больше уверенности и больше  сил. Нужно обязательно помнить основные параметры именно того бизнеса, который вы создавали в самом начале, когда вы горели им, когда вы мечтали о будущем и точно знали, что все получится. Это сама суть предпринимательства, без этого фактора бизнесы «уходят от нас» не только в кризис, как и спортсмен уходит из спорта, когда настрой уже пропал.

Принцип №4. Диагностика.

Когда вы точно знаете и помните о той мечте, к которой вы ведете и компанию и людей, в ней работающих — вам гораздо проще держать на этом фокус. Но этого не достаточно. Очень важно иметь набор простых и понятных инструментов, которые каждый день и каждую неделю, словно пульс, говорят нам о состоянии компании. Предприниматели тратят десятки тысяч долларов на аудит и диагностику, но чаще всего это происходит тогда, когда «пахнет жареным». Диагностику же нужно уметь делать и самостоятельно. Для корпораций — это четкий набор стандартов, чек-листов, по которым высшие руководители компаний, зайдя ва любой отдел, наблюдая любой бизнес-процесс, могут очень точно оценить — все идет по плану или есть отклонения и «температура».

Принцип №5. Охранять основные технологии.

Для каких-то бизнесов основой является технология продаж, для кого-то, это не так существенно, контракты на втором месте, но важно уметь производить, в некоторых бизнесах важнейшей сейчас является IT составляющая, для кого-то логистика, для многих уже более 5 лет ключевым является настроенный идеально интернет маркетинг и тд. В любом случае, в каждом бизнесе есть свой особый рецепт приготовления конечного продукта (товара или услуги), за которым приходит к нам клиент. И очень важно после диагностики (например, качественного SWOT анализа) пересматривать, адаптировать к реалиям рынка и укреплять свою самую главную технологию и все процессы, которые с ней связаны.

Это небольшой набор, минимальный чек-лист, пробегаясь по которому вы будете 24/7 готовы к любому кризису. Мои три компании продолжают тикать как часы даже в карантин, сейчас с командой запускаю четвертый проект. Почему и как? Просто потому что есть те фундаментальные законы бизнеса, которые работают. Во многом, это простые законы жизни, к которым многие из нас относятся слишком поверхностно или не знают вообще.

Научиться следить за здоровьем своего тела и ума — важная, но не самая сложная задача для человека, научиться следить за здоровьем бизнеса важно уметь тоже. И лучше — до того, как кризис вас коснется. И тогда ваш бизнес станет поистине неубиваемым и прочным.

Следите за графиком моих вебинаров для первых лиц компаний на странице в инстаграме.

С уважением и пожеланием крепкого здоровья вам, вашим близким и вашему бизнесу, Александр @zmanovskyy.