Инвестиции — долой?

0
467

Почему Казахстан никак не может стать «аграрной» страной.

Развитие сельхозпроизводства для Казахстана является экономическим приоритетом. О том, что отрасль может и должна стать одним из драйверов роста говорится давно. Перспективы очень широки — природно-климатические особенности страны позволяют развивать все направления агросектора — растениеводство, животноводство, производство удобрений, и многое другое.

Несмотря на все, казалось бы, имеющиеся условия, страна по прежнему продолжает сама испытывать дефицит основных продуктов питания — молока, мяса, овощей и фруктов, не говоря уже об их переработке. Со стороны государства принимаются меры по поддержке отраслей: приняты госпрограммы, выделяются субсидии. Однако «прорывов» пока не происходит. Причина, по мнению самих сельхозпроизводителей, заключается в несистемности господдержки.

Первыми о проблемах отрасли заговорили казахстанские мукомолы. Интересно, что именно они стали тем сектором АПК, который развивался самостоятельно, выходил на внешние рынки, не пользуясь особыми привилегиями. И какое-то время Казахстан занимал лидирующие позиции в мире по экспорту муки. Однако потом отрасль начала падать. Так, в последние три года, по оценкам Союза мукомолов, на экспорт стабильно отправлялось порядка 2,3 млн тонн муки. Но при этом в последние годы наметился очевидный переток экспорта: если раньше две трети отгрузок приходилось на Узбекистан, сегодня этот рынок для казахстанских мукомолов потерян — за время существования торговых барьеров (впервые акцизный налог Узбекистан ввел в 2011 году в размере 10%, в 2012 году увеличил его до 15%, и лишь недавно эту ставку удалось обнулить), в стране было создано свое частное мукомольное производство суммарной мощностью не менее 1,5 млн тонн.

Постепенно снижается и экспорт муки в Таджикистан — также из-за «входящего НДС» внутри самого Таджикистана. Производители неоднократно обращали на это внимание минсельхоза, просили о введении в отношении стран встречных мер нетарифного регулирования, просили и помощи в выходе на новые внешние рынки. Однако результатом стало сокращение отрасли почти на треть.

В последние годы приоритетом для министерства сельского хозяйства было животноводство, в первую очередь, мясного направления. Создавались программы по расширению поголовья, субсидировался импорт племенного скота. Была поставлена амбициозная задача — экспортировать в 2016 году 60 тысяч тонн мяса. Выполнить эту задачу смогли лишь через три года — в 2019 году Казахстан экспортировал этот объём, правда, не только мясом, но и живым скотом. Сельхозпроизводители объясняли: племенное маточное поголовье они оставляют внутри страны, на экспорт уходят преимущественно бычки. Почему на экспорт, а не на переработку в Казахстане? Все просто — экспорт выгоднее.

«Покупатели скота платят по 800-950 тенге за килограмм живого веса, что в перерасчете на мясо выходит 1600-1800 тенге за килограмм. Мясокомбинаты дают гораздо меньше (1300 тенге за килограмм мяса, это 650 тенге в живом весе), при этом скот нужно еще привезти, потом ждать окончательного веса после усушки (а это потеря веса 2-3%), и потом еще дожидаться оплаты», — объясняет генеральный директор Мясного союза Максут Бактибаев.

Однако минсельхоз вмешался в этот процесс, и неожиданно для сельхозпроизводителей ввел запрет на экспорт скота. Для общества эта мера объяснялась необходимостью заполнения отечественных перерабатывающих предприятий и сдерживанием цен на мясо на внутреннем рынке. Производители объясняли: на цены это не повлияет, но серьёзно ударит по самим фермерам, которые понесут большие финансовые убытки. Так и произошло: цены на мясо продолжают расти (в январе 2020 года по сравнению с прошлым годом рост составил 13%), а потери отрасли мясного животноводства, по самым скромным подсчетам, составили порядка 18 млрд тенге.

Сейчас минсельхоз выступил с новой инициативой — отметить субсидирование производства товарного яйца — с января 2020 года. Причем сообщили самим производителям уже в 2020 году — пост-фактум.

Стоит отметить, что несколько лет отрасль получала субсидии от государства — 3 тенге на одно яйцо, реализуемое на внутреннем рынке. За 2019 год общая сумма таких субсидий, выплаченных 32 действующим птицефабрикам яичного направления, составила около 10 млрд тенге.

В 2019 году впервые производители обеспечили 100% потребность внутреннего рынка страны в яйцах. Также 500 млн штук яиц было отправлено на экспорт. В министерстве сочли, что этого достаточно, и отрасль больше в поддержке не нуждается. В Ассоциации яичных производителей Казахстана уверены: это решение окажется губительным для отрасли.

«В случае отмены субсидий уже в 2020 году могут обанкротиться и прекратить свое существование все мелкие и часть средних птицефабрик, а общий объем производства яйца снизится почти в два раза (с 4,5 млрд штук в 2019 году до 2-3 млрд штук по итогам 2020 года). Будет сокращено более 2 тысяч рабочих мест. Также прямым следствием отмены субсидий станет повышение себестоимости яйца: сразу на 15%. И уже до конца 2020 года, по нашим прогнозам, рост может составить до 40%. При этом резко подорожавшая в силу объективных причин казахстанская продукция на рынке будет вытеснена более дешевой российской и белорусской продукцией. Соответственно, республика вновь вернется к импортозависимости», — говорится в заявлении Ассоциации.

Уже сегодня все предприятия отрасли пытаются пересчитывать свои бизнес-планы, сокращают свои инвестиционные программы и готовятся к сокращениям — объемов производства, сотрудников. Некоторые признаются, что уже получили отказы в кредитовании именно из-за непредсказуемости политики в отрасли.

Именно эта непредсказуемость является одним из серьезных препятствий для прихода инвестиций в агропромышленный комплекс. Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв констатирует: такой подход может в итоге поставить бизнес на колени.

«Протекционизм и различные меры поддержки местных производителей — это тренд в нашем мире пошатнувшейся глобализации и торговый войн. Ничего плохого в том, чтобы давать различные монетарные и не монетарные преференции местным компаниям нет. Стоит учитывать то, что это конечно же может отпугивать иностранных инвесторов, но, чтобы этого избежать достаточно просто помнить о балансе. Чего делать нельзя — это резко менять своего мнения. Вчера поддерживаю, а сегодня нет. Вчера у меня, как у бизнесмена еще была льгота, а сегодня, а иногда еще даже вчера вечером её у меня забрали. Чтобы понять насколько сильно это бьет по бизнесу достаточно просто задуматься — большое производство работает по отлаженным процессам, где каждая часть просчитана, прописана, зафиксирована и запланирована. Если резко вытащить из процесса одну из шестеренок — он остановится. Меры поддержки для местных производителей — не всегда выгодная вещь, но некоторым отраслям она действительно очень помогла. Не стоит забывать о том, что поддержка не может быть вечной — как и дополнительные колесики на велосипеде для ребенка, рано или поздно он учится держать равновесие и их убирают. Продолжая аналогию — их не убирают внезапно, их не убирают как только ребенок проехал первые десять метров, а только после того, как он действительно научился ездить и страховка ему больше не нужна. Прозрачность и предсказуемость принимаемых решений позволит бизнеса скорректировать свои издержки от прекращения поддержки со стороны государства. Два ключевых слова тут — прозрачность и предсказуемость. Просто так «сегодня дал, а завтра забрал» — пойдет только во вред, как производителю, так и, возможно, конечному потребителю на которого в итоге и переложат плату за экстренное изменение процессов и дополнительные расходы на отладку новых. Такая себе забота получается», — считает эксперт.