Интервью о повышении качества законопроектов и вовлеченииобщества в обсуждение реформ с экспертом Ерланом Бузурбаевым.

0
579

Правительством на постоянной основе ведется работа по совершенствованию разрабатываемых законопроектов — эксперт

Президент Касым-Жомарт Токаев в обращении к народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности назвал глубокие реформы судебной и правоохранительной систем, и поручил осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений. 

В настоящее время в Казахстане продолжается процесс формирования эффективной правовой среды, совершенствования требуют не только законы, но и процедуры их разработки и принятия. Особое внимание в этом процессе уделяется активному участию населения в общественных обсуждениях проектов законов. К примеру, по опыту Великобритании предлагается в нормотворческий процесс внедрить новые стадии «зеленой» и «белой» книги.

 Предлагается улучшить процедуры оценки законопроектов и действующих законов, пересмотреть порядок проведения научной правовой экспертизы законопроектов, установить на законодательном уровне практику «переходного периода» в отношении норм, накладывающих дополнительные обязанности на граждан и бизнес и многое другое. 

О том, что делается на сегодняшний день в данном направлении, в интервью РrimeМinister.kz рассказал эксперт по Проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» Ерлан Бузурбаев.

— Ерлан Маркленович, вопрос качества принимаемых законов всегда остается актуальным. Нормотворческая деятельность с каждым годом совершенствуется. Расскажите, пожалуйста, о принимаемых мерах по совершенствованию и повышению качества законов.

— Правительством на постоянной основе проводится работа по совершенствованию и повышению качества законов. Я являюсь экспертом, привлеченным по программе институционального укрепления сектора правосудия, которое реализуется совместно со Всемирным банком. Целью данной реформы является вовлечение широкого круга граждан в процесс диалога с Правительством при разработке проектов нормативно-правовых актов, по повышению качества нормотворчества, внедрения мирового передового опыта. Для этих целей была проведена определенная аналитическая работа, был изучен мировой опыт.

Порядка 9 развитых стран было проанализировано на предмет того, каким образом у них построена законотворческая практика. Было сопоставлено с Казахстаном: насколько у нас реализуются аналогичные подходы. В принципе, как показал анализ, в Казахстане в довольно таки большом объеме международный опыт применяется, используются и методы прогнозирования последствий вводимого регулирования, существуют механизмы и процедуры консультаций с различными целевыми группами. В большей степени у нас сейчас в качестве целевой группы для таких консультаций представлены бизнес-ассоциации, НПП «Атамекен». Существуют у нас диалоговые площадки для обсуждения с гражданами в формате интернет-портала «Открытые НПА».

К сожалению, качество законодательства требует своего совершенствования. Мы все еще видим, как часто меняется законодательство, зачастую в одни и те же нормы в течение года по несколько раз могут быть внесены изменения, что в принципе сказывается на конечных субъектах регулирования. Такого рода изменения можно характеризовать как нестабильность законодательного регулирования. В этой связи реформа, которая сейчас проводится, предусматривает целый комплекс, не только законодательного оформления, но и в том числе организационного характера.

Что предполагается сделать на сегодняшний день?

Во-первых, предполагается внедрить более широкую практику уличного обсуждения. То есть вовлекать граждан и целевые группы, в отношении кого применяется конкретное регулирование. В процесс обсуждения этого регулирования еще на стадии проектирования, то есть не когда уже сформирован проект законодательного акта, а когда законодательный акт только задумывается, то есть тогда, когда законодательство должно обсуждать проблемы с гражданами. Для этого предлагается внедрение по опыту Великобритании так называемых «зеленых книг», которые предусматривают постановку вопроса для публичного обсуждения с обществом для выработки наиболее верного, качественного регулирования.

Инструмент «зеленой книги» предусматривает целый комплекс публичных мероприятий. Это — дебаты, публичные слушания, получение обратной связи в письменном виде. То есть это проблематика правового регулирования, оформленная в определенном документе, выложенная во всеобщий доступ, обсуждаемая с привлекаемыми целевыми группами. Непосредственно тех субъектов, на которых данное регулирование предполагает свое распространение.

Второй момент связан с тем, что пересматриваются сами процедуры и механизмы публичного обсуждения, т. е. процедуры упрощаются, доступ граждан улучшается, диалоговые площадки выстраиваются по единой логике, то есть, в частности, предусматривается регламентация способов уведомления целевых групп о предстоящих обсуждениях. Предусматривается изменение самой формы с обсуждения юридических текстов на обсуждение более доступным языком изложенной проблематики. Предусматривается ведение и регламентация способов публичного открытого обсуждения с участием СМИ.

Помимо этого, предусматривается автоматизация процессов нормотворчества, автоматизация получения обратной связи, автоматизация поиска, определение значимости проблематики правового регулирования. То есть Министерством юстиции сейчас разрабатывается информационная система Е-законодательство, которая этот функционал в себе предусматривает.

(По состоянию на 17 октября 2019 года, информационная система уже разработана. Идет пилотирование данного проекта, то есть государственные органы уже начинают на нем работать).

— В своем выступлении Глава государства уделил особое внимание вопросам искоренения коррупции. Первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты. Скажите, какие меры принимаются для недопущения использования нормативных правовых актов в коррупционных целях?

— Да, конечно, коррупция формируется в том числе и с участием законодательства. Я с этим согласен. Действительно, когда формулировки законодательства неясные, предусматривают двусмысленность своего толкования, это тоже повод для коррупции. Как вы знаете, ранее в Казахстане существовал такой институт, называемый Антикоррупционная экспертиза. К сожалению, данный институт в определенной степени себя дискредитировал. В частности, большой акцент был сделан в сторону формализма экспертизы. На самом деле, нисколько осуществлялась оценка реальных коррупционных рисков, сколько в нормативно-правовых актах выискивались дискреционные полномочия. Как следствие, данная экспертиза не дала ожидаемого результата и была упразднена. Сегодня этот вопрос возвращается обратно, предлагается Антикоррупционную экспертизу вернуть, но, чтобы занималось этой экспертизой не Министерство юстиции, а специализированное Антикоррупционное агентство.

Мы ожидаем, что будут пересмотрены процедуры проведения данной экспертизы, будет повышена ее эффективность в сторону реальной оценки коррупционных рисков. В принципе, это можно сделать. Если мы говорим про развитые страны, то в них существуют принципы умного регулирования, которые предусматривают в себе помимо прочего принципы «умного» регулирования. Эти подходы можно частично брать и использовать для Казахстана с учетом нашей специфики. Поэтому, я думаю, вновь созданное Агентство как раз таки сможет эту работу хорошо поставить и организовать, если получится уйти от формализма в сторону качественной экспертизы.

— Какие еще меры предусматриваются Министерством юстиции по улучшению законопроектной работы?

— Мы выстраиваем институциональную среду, объединяем все процедуры нормотворчества в единый, логически связанный последовательный процесс. На сегодняшний день присутствует некая разрозненность данных процессов. Есть некая ведомственная конкуренция проектов нормативно-правовых актов. Мы постарались эти вопросы сгладить, выстроив в единый процесс по единой логике. Разработан единый правовой акт, который будет регламентировать всю процедуру, где и госорганы, и любой заинтересованный субъект может ознакомиться с этой процедурой на любой стадии и понять, как она осуществляется. Не надо будет искать в разных законодательствах и нормативно-правовых актах подзаконного уровня эту информацию.

Кроме того, пересматривается и усиливается роль Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве, рабочим органом которой является Министерство юстиции. Прорабатываются вопросы автоматизации процедур нормотворчества на всех его стадиях, начиная от стадии планирования законотворческой деятельности, заканчивая стадией оценки эффективности уже после принятия законов. Весь жизненный цикл законодательного регулирования мы попытались охватить реформами.

Помимо указанного, в практику разработки и планирования законопроектной деятельности внедряется более качественное прогнозирование последствий вводимого регулирования.

Мы предполагаем, что такой подход повысит качество аналитической составляющей разработки законопроектов, что в последующем скажется на качестве законодательного регулирования. С другой стороны, повышая прозрачность деятельности госорганов, обеспечивается доступ к широкому спектру целевых групп, упрощаются процедуры этого доступа, что также должно сказаться на том, что, получив качественную обратную связь, государство сможет принять более качественное регулирование в конечном счете.

— Спасибо за подробные разъяснения! До скорой встречи.