Женский бизнес выбирает «темную сторону» — эксперт

0
580

Почему значительная часть «женского» бизнеса предпочитает работать «в тени»?

Женский бизнес имеет свои специфические особенности. О них рассказала Зайра Сатпаева, старший научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки РК. Она провела исследование и поделилась промежуточными результатами.

Новые времена

Эксперт отмечает, что согласно отчетам глобального мониторинга предпринимательства, в 2018 году 11,3% женщин Казахстана от 18 до 64 лет либо уже открывали свое дело, либо только что его начали.

— Примечательно, что сейчас новая волна женщин-предпринимателей. И они начинают свое дело не по необходимости, как это было после развала Союза, когда нужно было кормить семью и многие шли «челночить».

Сегодня около 71% женщин идут в бизнес, потому что открывают для себя новые возможности как в плане личностного развития, так и в деловом.

Только 15% женщин решают работать самостоятельно, так как не могут найти другого выхода, — отмечает эксперт.

Где больше всего предпринимателей?

По данным Зайры Сатпаевой, с 2010 по 2016 годы доля женских малых предприятий возросла с 26% до 27,4%.

Доля средних и крупных предприятий, созданных женщинами, за этот же период увеличилась с 29,9% до 30,8% и с 11,4% до 15,3% соответственно.

— Хотелось бы отметить, что в 2016 году больше всего предприятий малого и среднего бизнеса, возглавляемых женщинами, было в Костанайской, Павлодарской областях и Алматы.

Так, в южной столице в 2018 году их было 76 513, а количество работников — 244 802 человек. Низкая предпринимательская активность среди женщин наблюдается в Северо-Казахстанской области

Там действуют порядка 12 тыс. предприятий, на которых занято 18 967 человек, — говорит эксперт.

Организационная структура

Что касается организационной структуры, на 2018 год в целом по Казахстану большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства (80%) была оформлена в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).

В основном они заняты в следующих сферах:

  • торговля,
  • транспорт,
  • складирование,
  • услуги по проживанию и питанию,
  • операции с недвижимым имуществом.

В качестве юридических лиц было зарегистрировано 11,7% субъектов, задействованных в основном в организации финансовой и страховой деятельности. И только 8,3% — как крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ).

Женщины предпочитают «тень»

— При этом именно «женские» отрасли являются лидерами по доле теневого рынка. Если, к примеру, рассмотреть данные по числу работников на предприятии в горнодобывающей промышленности, в среднем по Казахстану там задействованы 12 человек. А на «женском» предприятии в этой отрасли трудятся только 5 человек. Значительные расхождения и в сфере водоснабжения.

В среднем по Казахстану на предприятиях этого профиля трудятся 11 человек, а на женском всего 3

Но отмечу, что горнодобывающая промышленность, электро- и водоснабжение, строительство и транспорт — те сферы, в которых вообще очень мало женщин-предпринимателей, — замечает Зайра Сатпаева.

Что мешает женщинам?

Эксперт убеждена, что уделять внимание нужно не только количеству, но и качеству предприятий под женским руководством. Но учитывая, что во многих отраслях республики женщины предпочитают действовать «в тени», встает вопрос о качестве подобного предпринимательства.

— На эту тему КазНПУ им. Абая было проведено исследование. По мнению опрошенных, основной фактор, препятствующий развитию женского бизнеса, это:

  • 30,5% — отсутствие опыта работы в бизнесе;
  • 21% — нехватка времени для занятия бизнесом;
  • 20% — сложность в получении средств для организации собственного дела;
  • 16% — низкий статус женщины в обществе, в быту и политике;
  • 11% — наличие гендерных стереотипов —

рассказывает Сатпаева.

Чем поможет государство?

Она убеждена, что сегодня нашим бизнесвумен стоит сосредоточиться именно на создании и развитии высокотехнологичного бизнеса. Нужно, чтобы из третичного сектора экономики и сферы услуг они больше перемещались в обрабатывающую промышленность.

— Государству необходимо и дальше развивать социальную поддержку — к примеру, открывать больше детских садов. Чтобы у женщин появлялось больше времени для занятия бизнесом. Также

необходимо расширять бизнес-образование среди женщин, особенно в STEM-специальностях (наука, технологии, инженерия, математика).

Следует совершенствовать существующие формы инфраструктуры и систем мониторинга в области развития женского предпринимательства. Ведь то, что невозможно измерить, тем невозможно управлять, — заключает Зайра Сатпаева.

Источник 365info