История повествует о временах освоения Сибири, о военном противостоянии с восточными соседями, племенами джунгар, и, конечно, о любви.
Главной отличительной чертой ленты стало именно то, что она снята по хорошей литературе, хотя по ходу работы пришлось немного поменять сценарий – у полного метра свои законы.
«В основу фильма легла книга великого русского писателя Алексея Иванова, а уже наша съемочная группа, актерский состав – замечательный ансамбль. В свое время, в кризис, когда евро подскочил под 100, остановилась куча картин, мы приняли решение, что как раз настало время поработать над литературой, и мы заказали тогда Алексею Иванову телевизионный сценарий 8 серий о становлении Сибири – о тех героях, которые жили тогда в Сибири», – говорит генеральный продюсер фильма Олег Урушев.
По сюжету молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин отправляется в пограничный Тобольск по приказу царя. Здесь герой встречает первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотом Яркенда. Фильм расскажет об истории освоения Сибири во времена правления императора Петра I, первом сибирском губернаторе князе Матвее Гагарине и русском просветителе Семёне Ремезове.
Действие картины разворачивается в Петербурге, Сибири, Тобольске. Декорациями к фильму послужили сохранившиеся с 1710 года Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея и Софийский собор.
Однако, главным персонажем фильма стал Семен Ремезов, создатель тобольского кремля, картограф, путешественник – съемочная группа фильма прозвала его «сибирским Леонардо».
«Это действительно удивительный человек, который создавал уникальные вещи. То есть у нашего фильма есть историческая декорация. Весь фильм снимался в центре Тобольска, мы «перенеслись» в начало 18 века, все постройки, сделанные Семеном Ульяновичем Ремезовым, нашим героем, присутствуют в кадре. Мы хотели показать первую столицу Сибири», – рассказывает продюсер фильма.
Помимо исторических памятников архитектуры, в кадре будет возведенный специально для фильма «деревянный город» – масштабные декорации, которые оставили в подарок Тобольску киношники.
Своими впечатлениями поделился монтажер картины Петр Зеленов, работавший до этого с фильмом «Движение вверх».
«Что меня, конечно, сразу потрясло и выбило из седла – это декорации. Я, конечно, такого никогда не видел. И масштаб просто колоссальный. И я понял, что кино надо делать. Большой поклон Игорю Зайцеву – он снял прекрасный материал, отлично поработал с актерами. Есть экшн, чтобы и молодежь пошла на этот фильм, им будет интересно. Скажу вам так – если кто-то смотрел «Движение вверх», то бой в этом фильме, наверное, более интересен, чем игра в «Движении вверх», бой колоссальный».
В роли Петра I снялся Дмитрий Дюжев, он рассказывал, что так отдавался работе над образом, что падал в обморок на съемках. Актер узнал, что у Петра I при росте 2 метра был 37 размер обуви, и решительно затребовал сапоги именно этого размера, чтобы больше походить на самодержца, при этом актер похвастался, что у него 45 размер и ради искусства он терпел истертые до черноты пальцы.
Кроме драк, в фильме две романтические линии. Любовная история главного героя Ивана Демарина и Маши Ремезовой, а также пленной немки Бригитты и шведского офицера Йохана Рената, которые попали в Тобольск после битвы под Полтавой, никого не должны оставить равнодушным.
«Фильм наш основан на исторических фактах, и известно, что пленных шведов в Сибирь было сослано порядка 10 тысяч человек. По сути, в то время каждый третий тоболяк был шведом. Поэтому они не могли не стать героями фильма», — объяснил Олег Урушев появление на экране европейцев и добавил, что для массовки создатели фильма взяли шведов прямо в Тобольске, это потомки тех, кто был сослан в Сибирь и так там и остался.
Несмотря на то, что фильм «Тобол» снят по мотивам одноименной книги Алексея Иванова. Однако это не значит, что кино полностью повторит роман. По словам Олега Урушева, вполне закономерно, что фильм — это часть книги. И те, кого увлечет кино «Тобол», смогут прочитать роман и узнать финал истории:
«Я не знаю ни одного фильма, который бы полностью соответствовал литературному произведению. Нужно понимать, что это два абсолютно разных вида искусств. В романе эффект производят одни вещи, в кино — другие. Например, у них абсолютно различный темпоритм – в романе он один, на экране – другой. Те, кто читал роман, конечно, увидят знакомых героев, но для них откроются и совершенно новые вещи. Даже битва, четко описанная автором произведения, в фильме совсем иная».
Высокую оценку мастерству создателей костюмов для фильма «Тобол» дал заслуженный артист России Евгений Дятлов, исполняющий в кинокартине роль первого главы Сибирской губернии Матвея Гагарина.
«Фильм «Тобол» сравним по масштабу с фильмами «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка и «Белая гвардия» Сергея Снежкина. «Тобол» сделан с такой же любовью к историческим деталям. Меня впечатлил костюм князя Гагарина. Он потрясающий! Очень жаль, что нет наезда, где бы камера медленно прокатилась по костюму. Хотелось, чтобы зритель, кроме кинематографических эффектов, увидел и эту потрясающую работу», — поделился своими впечатлениями от работы над картиной Евгений Дятлов.
«На роль Ремезова я согласился сразу, очень люблю исторический жанр. Фильм «Тобол» повествует о высоких победах, о таланте, о больших возможностях России преодолевать и совершать. Семён Ремезов – настоящий герой в Тобольске, его все очень любят, рассказывают легенды о нём. Что касательно самих съемок, то они проходили довольно в сложных условиях: у нас была масштабная экспедиция, а зимой в Тобольске очень холодно… Но как показывает практика – чем сложнее съемочный процесс, тем лучше результат», — говорит актер Дмитрий Назаров.
«Тобол» стал первым историческим проектом студии Yellow, Black and White.
«Для нас магнитом в этом проекте стала его масштабность и размах. Наша студия такого ещё не снимала, это первый проект в историческом жанре для нашей компании. Тут настоящее эпическое полотно, основанное на событийной книге Алексея Иванова, всё максимально достоверно, это же не сказка, а реальная история России и освоения Сибири. Присутствуют и массивные спецэффекты, и массовые баталии, и гигантские декорации. Построены целые города и деревни, невероятные костюмы: шубы из настоящего меха, военная форма Петровской эпохи, дворцовая роскошь и много старинного оружия. Ну и, конечно, привлекла история любви молодой пары», — говорит Эдуард Илоян, генеральный продюсер Yellow, Black and White.