Алексей Яншин — директор Sabre Travel Network Central Asia.
– Алексей, глобальная индустрия онлайн-туризма переживает бурное развитие. А какова ситуация с онлайн-туризмом в Казахстане?
– Рынок онлайн-туризма Казахстана динамично развивается. С каждым годом растет количество поездок, оформленных без услуг оффлайн-турагентств. То есть, многие путешественники приобретают необходимые туристические продукты в Интернете и оформляют поездки самостоятельно. И, скорее всего, в ближайшие годы их количество будет расти. Конкуренция, рыночные тренды, связанные с техническим прогрессом и молодое поколение туристов, так называемые «миллениалы», будут только способствовать этому.
Кроме того, бытует мнение, что онлайн-бронирование билетов и гостиниц упрощает выбор тура и нередко позволяет сэкономить бюджет. Ну и плюс к этому скандалы, которые имели место в отечественной туристической отрасли, такие как банкротство туроператоров и агентств, некоторым образом подорвали доверие к оффлайн и заставили часть путешественников уйти в онлайн.
Конечно же, следует отметить, что в целом электронная коммерция в Казахстане переживает бум. Это связано, в первую очередь, с развитием информационных технологий, ростом числа интернет-пользователей и уровня интернет-грамотности.
– Есть ли у вас информация о рыночной доле этого сегмента? И много ли в Казахстане туристических онлайн-сервисов?
– По моим оценкам, доля продаж авиабилетов казахстанскими онлайн- и тревел-агентствами (ОТА) в 2017 году составила более 18%, и эта цифра, думаю, будет только расти. Основная часть онлайн-туризма приходится на Алматы и Астану, где больше число интернет-пользователей, выше уровень благосостояния и IT-просвещенности населения.
Что касается сервисов по бронированию туристических услуг, то их на казахстанском рынке присутствует уже немало: Tickets.kz, Chocotravel.com, Santufei.com, Aviata.kz, Aviabilet.kz, Biletix.kz и др. Игроки есть, соответственно, растет конкуренция, однако выиграть лишь за счет цены не получится, на первый план выходят качество сервиса, технологичность, широкий продуктовый ряд и, конечно же, безопасность.
– То есть, туристический рынок Казахстана меняется и традиционным оффлайн-турагентствам уже скоро не будет на нем места?
– Да, рынок туризма Казахстана, как и глобальный рынок, меняется, онлайн-туризм активно набирает обороты. Однако я бы не стал утверждать, что в связи с этим в Казахстане нет места традиционным туристическим агентствам. Многие потребители по-прежнему видят определенные преимущества в оффлайне, особенно когда дело доходит до взаимодействия с человеком, личного обслуживания и поддержки в случае каких-либо сбоев. И вот здесь у туристических компаний появляются возможности для поиска точек соприкосновения, успешного сотрудничества и развития.
А возможностей для развития не мало. Персонализация, новые технологии, такие как искусственный интеллект или Big Data, изменят существующие правила игры. Они уже меняются. И каждое изменение – это возможность для повышения ценности, которую туристические агентства приносят своим клиентам. Воспользовавшись этими изменениями, современными технологиями, тревел-агентства смогут удовлетворить потребности даже самых технически подкованных туристов. Агентствам нужно лишь обучить своих консультантов эффективному использованию передовых технологий, необходимых данных и предложить персонализированные услуги. В свою очередь Sabre будет и дальше активно способствовать распространению этих передовых технологий и знаний для тревел-индустрии Казахстана.
– Сегодня мобильные технологии являются неотъемлемой частью процесса путешествий во всем мире. Каковы перспективы распространения мобильных тревел-технологий у нас в стране? Что предпринимается вашей компанией в этом направлении?
– Да, действительно мобильные технологии в туризме стали его неотъемлемой частью. И в Казахстане для поиска товаров и покупок в интернете уже немалое число граждан используют мобильные устройства, в том числе для поиска и бронирования тура. И этот тренд, по всей видимости, только усилится, поскольку в стране растет количество пользователей мобильными устройствами, растет число так называемых «продвинутых» пользователей, которые идут в ногу с технологическим прогрессом, ну и растет число людей, которые понимают, что использование мобильных решений является одним из способов оптимизации расходов и времени.
Смартфон является сегодня ценнейшим игроком в индустрии туризма. Сегодняшний «цифровой» турист хочет свободы, возможности мгновенного подключения к интернету, повышенной гибкости и удобства. Смартфоны и мобильные приложения могут быстро заказать такси, служить в качестве посадочного талона авиакомпании, забронировать столик в ресторане, купить авиабилет или номер в гостинице.
Компания Sabre Corporation, являясь ведущим поставщиком современных технологий для мировой индустрии туризма, активно способствует развитию казахстанской туристической отрасли, продвигая на рынок свои современные технические решения, в том числе и мобильные.
Так, например, наша компания предлагает каждому путешественнику уникальное решение, используемое миллионами туристов по всему миру для мониторинга поездок – TripCase. Данное приложение напомнит вам о предстоящей поездке, вовремя проинформирует вас обо всех изменениях в расписании рейса, предоставит прямой доступ в любой момент к электронному билету, маршрутной квитанции, к заведомо забронированным ресторану, экскурсии, круизу и прочее. Также TripCase можно будет использовать в качестве планера: синхронизировать расписание с коллегами и партнерами. Курс валют, карта города, погода и многое другое – самая актуальная информация всегда у вас под рукой. TripCase оптимизирован для использования на любом устройстве – веб-портал для стационарных компьютеров и ноутбуков, мобильные приложения для iPhone, iPad, Android. Более того, приложение бесплатное.
То есть, мы предоставляем современные технические решения, мы доносим до представителей туристической индустрии Казахстана, бизнес-сообщества, а также широкой общественности, в том числе через СМИ, преимущества и выгоды их использования.
– А какие, на ваш взгляд, проблемы и препятствия стоят на пути казахстанского онлайн-туризма?
– Одним из таких препятствий является отсутствие доверия некоторой части граждан к покупкам в интернете, страх быть обманутым при оплате банковской пластиковой картой. Есть и другие проблемы: недостаточная развитость соответствующих онлайн-сервисов в Казахстане, дефицит предложений и др. Все эти проблемы, конечно же, решаемы, и постепенно они решаются. Государство и бизнес предпринимают определенные шаги в этом перспективном направлении. И хотя предстоит приложить еще немало усилий, тенденция уже очевидна – в казахстанской туристической отрасли есть место для онлайн-сервисов, предоставляющих качественные услуги.
– Какие надежды ваша компания связывает с казахстанским рынком?
– Казахстан является одним из ключевых игроков региона. Это растущий рынок с большим потенциалом для развития туризма и технологий. И то, что индустрия туризма в Казахстане на самом высоком государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики, вселяет огромный оптимизм и надежду. Мы надеемся стать частью истории успеха Казахстана в раскрытии его огромного туристического потенциала.
Беседовала Адель Ануарбекова