В связи с развитием информационных технологий меняются все процессы, в том числе и образование. Президент UIB поделился с журналом «Бизнес-Мир Казахстан» своим видением трендов казахстанского бизнес-образования, и тем, как быстро на эти тренды реагируют вузы и бизнес-школы.
– Дархан Жумаканович, каковы тренды казахстанского бизнес-образования?
– Основной тренд – идти в ногу со временем, казахстанское бизнес-образование не должно отставать от мировых стандартов. Мы имеем дело с тем, что классическое образование претерпевает серьезные изменения. Почему? Потому что в современных реалиях бизнеса необходимо быть адаптивным, быстро принимать решения, быть готовым меняться с той скоростью, с которой меняется все вокруг.
Сегодня любое решение, принимаемое нами, на самом деле основывается не на интуиции, а на больших данных. Да-да, именно Big Data уже много лет формирует наш образ жизни, влияет на наши поступки и решения. И, естественно, современное бизнес-образование тоже должно использовать технологии больших данных. Достаточно взглянуть на такие компании, как Alibaba и Amazon, чтобы понять, что успех напрямую связан с новыми технологиями.
Уже сейчас меняется спрос на те или иные специальности, появляются новые профессии, которым пока что нигде не обучают – всё это должно быть отражено в программах вузов.
– Насколько программы MBA в UIB идут в ногу со временем?
– Мы постоянно адаптируем программы под современные реалии, мы понимаем, что бизнесу нужны лидеры нового формата, гибкие и чуткие, лидеры, которые смогут чувствовать тенденции, которые пока только формируются, предсказывать их. Они должны проводить аналогии и уметь интерпретировать события. И мы даем своим студентам необходимые методики, инструменты и подходы из различных областей знаний.
Прекрасным примером соответствия современным реалиям предлагаемого UIB бизнес-образования является программа City management. Сейчас как никогда актуальна тема развития городов, концепция smart city. Уровень развитости города отвечает за распространение инноваций и повышение качества жизни граждан страны.
Развивая город, мы развиваем малый и средний бизнес, более того стимулируем и приграничные агломерации, что может повлиять на развитие сельского хозяйства. Правильное выстраивание подобной цепочки – благоустройство города, района, области, а значит и всей страны.
Бизнес-образование сегодня подразумевает получение навыков и компетенций, общение с практиками. Наши MBA-программы гарантируют практические кейсы, у нас есть менторы-консультанты – все они практики. Это прекрасная возможность для наших студентов постоянно находится в реальной бизнес-среде.
– А чем еще программа MBA университета международного бизнеса отличается от других?
– Мы делаем серьезный акцент на зарубежные модули. Постоянное расширение международных контактов – одно из основных направлений стратегии. Слушатели MBA должны быть знакомы с мировыми тенденциями и опытом. Мы работаем с ведущими университетами Польши и Франции, и в будущем планируем, чтобы наши слушатели выезжали в университеты США, например в университет Джорджтауна.
Что это дает? Возможность сопоставить те знания, которые они получили у нас, с мировым опытом, большое количество контактов, ведь MBA – это прекрасный нетворкинг. Наша задача, понимая это, создавать комьюнити, чтобы люди могли постоянно общаться, обмениваться знаниями и опытом, поэтому мы поддерживаем связь со студентами и после выпуска. Мы создаем условия для того, чтобы представители бизнеса приходили в UIB не только в качестве приглашенных лекторов, менторов, но и для того, чтобы получить обратную связь, найти партнеров, познакомиться с идеями наших студентов, ведь каждый из них тоже является представителем какой-то отрасли.
Мы стараемся отойти от привычного формата лекций, превратив занятия в дружеские беседы, чтобы на гостевых лекциях студенты чувствовали причастность к процессу. Новое поколение или поколение Z, как оно называется, не заинтересовано в получении каких-то шаблонных знаний. Им нужны впечатления, эмоции, живые примеры, но при этом и качественные знания.
– Сейчас много различных курсов, которые за короткое время обещают научить, как стать преуспевающим предпринимателем. Почему все-таки стоит выбирать MBA?
– Во-первых, MBA – это академическая степень. Во-вторых, это программа профессиональной подготовки магистерского уровня в области бизнес-управления. В-третьих, это серьезная комбинация теоретических знаний с практическими.
По окончанию обучения пишется диссертация, а это научная работа, которая дает прекрасную возможность закрепить знания, применить их на практике, исследовать конкретную проблему, увидеть эффективность или состоятельность решения этой проблемы через бизнес-идею и ее воплощение, работать с менторами из бизнес-среды.
К тому же, мы уже говорили о международных модулях – это серьезное преимущество. Важную роль играет сервис, создаваемый университетом, и уровень преподавателей, мы обеспечиваем людей, которые действительно достойно могут поделиться своими знаниями. Помимо этого, у студентов есть возможность повысить уровень иностранных языков. А бизнес – дело международное, нужно уметь общаться с потенциальными инвесторами, спонсорами, партнерами. Большинство современных бизнесменов являются двух- или трехъязычными.
Подводя итог вышесказанному, могу сказать, что такой уровень образования будет оценен по достоинству самим студентом, его работодателем, партнерами и клиентами. Наличие диплома MBA вуза с хорошей репутацией – это своеобразный знак качества. А грамотные специалисты повышают бизнес-климат страны.
Беседовала Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина