За 3 недели спотовая цена на уран выросла на 4,9%. В пятницу цена на сырьё для ядерного топлива на Нью-Йоркской товарной бирже поднялась до 29,1 доллара за фунт.
На протяжении 6 лет уран не представлял интреса для игроков на товарных биржах. Рынок тотально контролировали производители и потребители ядерного топлива через прямые закрытые сделки. Цена на биржевые фьючерсы урана стабильно ползла вниз. Волатильность цен на уран вернулась в конце третьего квартала 2018 года на фоне объявления о дальнейшем существенном сокращении мирового производства ещё в ноябре 2017 года. Тогда Cameco объявило о закрытии шахты McArthur River (крупнейший урановый рудник в мире, производящий около 18 млн фунтов сырья в год) минимум на 10 месяцев. Следуя заявлению Cameco, Национальная атомная компания «Казатомпром» сообщила о сокращении запланированного производства урана в Казахстане на 20% до 2020 года. После этих анонсов спотовая цена на уран достигла максимальной отметки — 26,5 доллара США за фунт.
Однако заявления о сокращении производства в Канаде, Казахстане, США и Африке были сделаны ещё в конце 2016-го и в начале 2017 года. Тогда февральские цены выросли с 22,25 доллара за фунт до максимума в 25,5 доллара в марте того же 2017 года. Однако уже в мае цены упали ниже 20 долларов за фунт и оставались на этом уровне практически до конца года.
Последним событием, толкнувшим вверх цену на уран на 4,9%, до 29,1 долл., стало заявление «Казатомпрома» о намерении провести IPO на двух биржах — AIX (Астана) и LSE (Лондон).
Одна из ключевых особенностей этого IPO заключается в том, что лишь ограниченное число компаний урановой отрасли (4 из 10 крупнейших) имеют публичный статус. Как следствие, широкий круг инвесторов и профессиональных участников рынка в целях диверсификации и потенциального дохода должен проявить высокий интерес к ценным бумагам «Казатомпрома». Акции крупнейших компаний урановой отрасли (Cameco, CNNC&CGN, Rio Tinto и BHP Billiton) на данный момент стагнируют или находятся в нисходящем тренде, что также подогревает интерес к предстоящему IPO «Казатомпрома» как у долгосрочных инвесторов, так и у спекулянтов, которые обеспечат ликвидность бумагам компании.
Ближайший конкурнет «Казатомпрома» — канадский Cameco (доля рынка — 17%), из финансовой отчётности которого стало известно, что по итогам первого полугодия 2018 года компания зафиксировала чистый убыток в размере 16,5 млн долл. США (−21,7 млн канадских долларов). В самой компании связывают это со слабой рыночной конъюнктурой, вызванной переизбытком урана и падением выручки на 10,4% — с 653,7 до 585,8 долл. США.
Однако рассматривая эти факторы применительно к «Казатомпрому», доходы которого так же сильно зависят от волатильности цены на уран, нужно отметить: за всё время деятельности компания не уходила в убыток и, наоборот, наращивала чистую прибыль.
Так, за аналогичный период (первое полугодие 2018 года) выручка компании достигла 145 млрд тг, тогда как чистая прибыль — 115 млрд тг. По результатам 2017 года выручка компании составила 336,5 млрд тг (−14,7%), а чистая прибыль — 139,2 млрд тг (+20,9% за счёт реализации пут-опциона).
На мировом рынке к сделке «Казатомпрома» приковано особое внимание. Игроки ожидают долгосрочного роста цен на фоне прогнозируемого дефицита урана. По данным Ux Consulting, сокращение производства стало следствием продолжительной депрессии цен на уран, которые находились ниже общих издержек производства большинства мировых производителей первичного урана и совпали с ожидаемым истечением более дорогостоящих контрактов на поставку, подписанных во второй половине 2000-х годов.
На конец первого полугодия 2018 года в мире насчитывается 443 ядерных реактора, 56 реакторов находятся на стадии строительства, запланированы ещё более 500. Лидируют Китай и Индия: в Китае строится 11 атомных реакторов, а в Индии — 7.
Ожидается, что мировое потребление урана будет ежегодно расти на 4,8% и достигнет 97,9 тыс. тонн к 2020 году.
Источник finprom.kz