Чем Tesla привлекает инвесторов

0
1018

В середине августа капитализация Tesla превышала $60 млрд, а сейчас составляет $45,16 млрд. Еще пару недель назад компания оценивалась рынком дороже, чем General Motors ($47,5 млрд). «Медведи» немедленно обращают внимание на то, что General Motors продала в прошлом году 9,6 млн автомобилей в год и заработала $12,8 млрд прибыли (до налогов), а Tesla продала всего лишь 100 тыс. автомобилей и принесла $2,2 млрд убытка.

При оценке по аналогичным компаниям-автопроизводителям Tesla должна быть оценена не в $45 млрд, а в десять раз дешевле. Плюс последний скандал с директором компании Илоном Маском вокруг его публикаций в твиттере о выкупе акций по завышенной стоимости. Подобные действия привели к расследованию со стороны SEC и Минюста США. Всё говорило о падении акций на фондовом рынке, но падение не состоялось, и акции компании вернулись на прежние позиции, т.к. 29 сентября SEC и Илон достигли досудебного соглашения, в рамках которого Маск покинет пост председателя совета директоров Tesla и не сможет занимать его на протяжении трёх лет. Также Маск и компания выплатят по 20 миллионов долларов штрафа, в совет директоров войдет два независимых участника, и будет создан комитет для наблюдения за сообщениями Илона. Медведям не удалось заработать на падении акций компании, несмотря на все их старания. Чем же компания Tesla так привлекательна для инвесторов? Давайте разберёмся.

За последние 8 лет после IPO в компании произошли грандиозные события. Tesla приобрела у Toyota крупный завод в Фримонте. Построив два электромобиля, известных сейчас как Model S и Model X. Эти два автомобиля к настоящему времени получили почти все существующие премии и номинации, включая признание «самым безопасным автомобилем из протестированных NHTSA» и «лучшим автомобилем из протестированных Consumer Reports». К настоящему времени продано более 200 тыс. автомобилей.

С целью сокращения стоимости литий-ионных аккумуляторов на 30%, Tesla в партнерстве с Panasonic построила гигантский завод Gigafactory в Неваде. Кроме того, штат Невада предоставил в обмен на строительство аккумуляторного завода Gigafactory налоговые вычеты в размере $1.3 млрд. Tesla представила домашний батарейный блок Powerwall –ключевую часть схемы, соединяющей электромобили и домашние генераторы солнечной энергии. Она ввела технологию автовождения Autopilot и построила свою международную сеть зарядных станций Supercharger. В 2016 году компания объявила о кульминации своего генерального плана: выпуск Model 3 – электромобиля для массового рынка со средней ценой. На новый электромобиль было быстро собрано почти полмиллиона предварительных заказов, что сделало его, пожалуй, самым успешным в истории запуском изделия в производство.

С созданием Model 3, которую теперь можно обнаружить повсеместно на североамериканских дорогах, Илон Маск достиг своей цели, поставленной более десяти лет назад. Однако история Tesla только начинается: в процессе разработки модель Semi, новый Roadster; солнечные панели, устанавливаемые на крыши домов; крупные проекты по строительству аккумуляторов энергии в Австралии, Пуэрто-Рико и в других местах, создание новых зарядных станций Supercharger и всевозможный функционал, предоставляемый посредством беспроводных обновлений программного обеспечения.

С стороны правительства США на Tesla Motors пришлось около $2.4 млрд преференций, в том числе кредит на $45 млн министерства энергетики США и списание долгов на $517 млн. Как мы видим, правительство США заинтересовано в развитии высоких технологий будущего.

Поэтому стоимость акций автопроизводителя, превышающая капитализацию GM и Ford, оправдана, поскольку в течение следующих десятилетий электрический транспорт будет постепенно вытеснять углеводородный, а у Tesla в этой области самый большие наработки и самый известный бренд. Для простых американцев (и не только) компания Tesla как «прекрасное далёко», к которому можно прикоснуться уже сейчас, и поэтому инвестиционная привлекательность компании будет только нарастать. Тем самым у компании появляются большие возможностей работать над энергоэффективностью автомобиля, внедряя собственные более совершенные новые технологии и разработки, тем самым удешевляя стоимость автомобиля и делая его более доступным для широких масс населения.

Денис Лисицын, трейдер-аналитик компании «ФинИст»