«Мир быстро меняется и меняет нас» — Руслан Жемков

0
839

Об итогах юбилейного ЕАМФ-2018, личных впечатлениях от программы мероприятия, а также будущем традиционных СМИ, востребованном медиаконтенте и возвращении в Алматы рассказал генеральный директор Евразийского медиафорума Руслан Жемков.

– Каковы ключевые итоги XV Евразийского медиафорума? Насколько они соответствуют поставленным организаторами целям и миссии?

– В нынешнем году было рекордное количество участников, на что мы и рассчитывали с самого начала. Отличительная черта проекта в 2018 году – мы вернулись в город Алматы – место, где мы начинали, где и родился Евразийский медиафорум в 2002 году. Алматинская аудитория встретила очень тепло. Форум посетило в общей сложности 894 участника, из которых около 300 иностранных участников. Было зарегистрировано 226 представителей казахстанских СМИ и 102 зарубежных. Это очень позитивный показатель.

Вместе с тем, мы не гонимся за количественными показателями по посещению нашего мероприятия, нам важнее его качество – а за него ответственность несет контент. В нынешнем году в работе форума приняли участие более 50 спикеров и экспертов, благодаря которым удалось сделать программу форума интересной, насыщенной и довольно разнообразной. Местами скандальной и провокационной, но в то же время интригующей. Среди самых ярких гостей: британский политик, автор «Карточного Домика» Майкл Доббс, американский политтехнолог Роджер Фиск, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир, кинорежиссер и номинант «Оскара» Евгений Афинеевский, бывший премьер-министр и действующий сенатор Италии Маттео Ренци, общественный деятель и журналист Ксения Собчак, представители ООН, телеканалов CNN, BBC, HBO и многие-многие другие.

Лейтмотивом XV медиафорума стала тема эволюции современного общества – социально-экономических, политических, культурных процессов, происходящих в наше время и формирующих глобальную повестку дня. Спикеры открыто высказывали свои мнения о том, как решать глобальные вызовы и проблемы – эволюционным или революционным путем, радикально быстро или дипломатично.

– И каков наиболее оптимальный способ решения данных проблем, на ваш взгляд?

– Однозначного ответа нет, потому что мир очень быстро меняется. Всем нам необходимо адаптироваться под текущие вызовы, тенденции и проблемы. Пример из медиасферы, которой мы уделили немало времени в рамках программы форума. Сегодня мы не можем однозначно говорить о том, что традиционные СМИ умирают и что нужно уходить только в интернет и социальные сети. Одно вытекает из другого и дополняет другое. В то же время, мы понимаем, что каждый человек, имея смартфон и доступ в интернет, может составить конкуренцию любому медиа, может порой оперативнее и иногда не менее объективно, освещать события прямо с места их происшествия. А временами напротив – очень субъективно. Поэтому, кому верить – решает потребитель медиаконтента. Соответственно для нас было важно понять, что делать этому потребителю, как ему оценивать достоверность информации и реагировать на определенные новости, которые он получает сегодня – в результате множества перемен, произошедших в процессе эволюции медиасферы, который в эпоху информационных технологий двигается просто молниеносными темпами.

– Каким будет востребованный медиаконтент будущего? Как его эффективно производить? Насколько сильно продолжат интегрироваться форматы коммуникации?

– Интеграция будет все более сильной, и другого пути нет. Традиционные СМИ уже сейчас вынуждены адаптироваться под digital-формат, под социальные медиа — менять свою упаковку, чтобы привлекать и завоевывать внимание аудитории. Все борются за внимание. В интернете есть такое правило – если ты не заинтересовал свою аудиторию в первые 7 секунд, ты рискуешь ее потерять, потому что она последует дальше. Сейчас настолько мощные потоки информации, что человеку трудно концентрироваться на чем-то одном длительное время. Но это все примеры из медиасферы. В рамках медиа-форума мы обсуждали и политику, и зеленую экономику, и моральную сторону всех вышеуказанных вопросов.

– Каковы ваши личные впечатления от программы форума? Что запомнилось более всего?

– Выводов, которые я сделал, очень много – я продолжаю анализировать результаты и полагаю, что рефлексия проекта займет еще некоторое время. Например, в сфере международных отношений у меня такое наблюдение: популизм в политике – это неизбежность. Раньше политика была другой – лучше или хуже, судить не мне. Сегодня политические процессы претерпевают огромные изменения. Современные политики подают себя иначе, при этом порой значительно отличаясь друг от друга. Кто-то более эмоционален, эпатажен. Это видно на примере отдельных глав государств, которые ведут агрессивную внешнюю политику, активно используя современные форматы коммуникаций. По поводу последних – тот же Дональд Трамп активно коммуницирует со своей аудиторией исключительно через twitter. Есть политики, которые используют более традиционные каналы – например, ведут коммуникацию с помощью пресс-секретарей. Эту тенденцию я бы определил как плюрализм коммуникационных решений и подходов к селфбрендингу в политике.

В целом, тезисов и выводов по итогам форума довольно много и пока их озвучивать рано. Главный из них – мир сильно меняется и меняет нас самих. И каждому из нас нужно быть добрее друг к другу, человечнее и терпимее, какими бы разными мы ни были. С появлением новейших каналов коммуникаций и форматов взаимоотношений между людьми, мы стали принимать решения очень быстро, зачастую резко и эмоционально. В эпоху информационного общества нам нужно заново учиться общаться друг с другом.

– И последний вопрос – где пройдет Евразийский медиафорум в 2019 году? Вернетесь ли вы вновь в Южную столицу?

– Председатель оргкомитета форума Дарига Нурсултановна Назарбаева в рамках заключительного слова уже сообщила, что, да, в будущем году мероприятие вновь пройдет в Алматы. Это окончательное решение, которое вдохновляет нас всех. Мы будем рады снова вернуться домой.

Беседовал Дмитрий Гордиенко