Распространение зависимости от азартных игр – одна из главных угроз для казахстанской молодежи. Об этом президент Касым-Жомарт Токаев не так давно завил на Курултае в Атырау. «По некоторым данным, постоянными клиентами букмекерских контор и казино являются около 400 тысяч граждан, что равносильно населению крупного города – сказал президент. – Лудомания приносит неисчислимые беды, разрушая тысячи семей, толкая многих на преступления. Изо дня в день приходят новости о том, как, влезая в долги из-за азартных игр, люди накладывают на себя руки».
Проблема лудомании была вынесена президентом на уровень Совета безопасности еще осенью прошло года. Было решено, что ключевые усилия по борьбе с этой бедой должны быть сосредоточены в области ужесточения законодательного регулирования деятельности букмекерских контор. Однако же закон, который начал разрабатываться почти два года назад, все это время болтался по кабинетам чиновников. Смена правительства пошла на пользу борьбе с лудоманией: соответствующий закон должен быть утвержден уже до конца текущей сессии парламента.
Главное его новшество – запрет рекламы букмекерских контор, которая сегодня буквально заполонила улицы казахстанских городов, телевидение и интернет. Такую рекламу предлагается запретить, а за нарушение этой нормы установить значительные штрафы.
«Штаб» букмекеров против закона
Решительные шаги власти в борьбе с игроманией столкнулись со столь же ожесточенным сопротивлением лоббистов букмекерских контор и платежных систем, зарабатывающих на обработке игровых ставок. Так, для борьбы с регуляторными инициативами властей создан неформальный «штаб» в интересах ряда компаний: платежного сервиса PayDala, Woopay, Ассоциации букмекеров Казахстана и компании «Олимпбет». Задача «штаба» если не заблокировать проект закона, то внедрить в него многочисленные исключения и лазейки, которые – не мытьем, так катаньем – позволят букмекерам продолжать зарабатывать на зависимости казахстанцев.
Общественную поддержку инициатив букмекеров обеспечивают консультанты по связям с органами власти, которые на разных уровнях блокируют законодательные инициативы, а также проводят работу в СМИ, убеждая общество, что повсеместное распространение игровой зависимости – это дополнительные доходы для бюджета, рекламного рынка, поддержка спорта и спортивных медиа. Все эти месседжи активно насаждаются псевдо-экспертами, единственной задачей которой остается заблокировать любые инициативы, мешающие букмекерам зарабатывать на казахстанцах.
«Есть отдельная группа людей, которая это (повсеместную рекламу букмекерских контор – ред.) пролоббировала», – сообщал ранее депутат Мажилиса парламента РК Руслан Берденов, один из самых активных сторонников запрета рекламы игровых ставок. Берденов тогда не стал указывать имена лоббистов, считая, что главное решить проблему по существу. Тем не менее, административный ресурс букмекеров позволил на годы затянуть принятия закона, регулирующего их работу. За это время появились тысячи новых игроков с зависимостью, разрушены семьи, утрачено имущество и взяты безвозвратные кредиты. Все это – «заслуга» лоббистов интересов букмекеров.
В интернете есть информация о том, что Наталья Малярчук (Natalya Malyarchuk), член Общественной палаты при Мажилисе и бывшая глава Попечительского совета Transparency International, получила вознаграждение от ТОО PayDala за услуги по продвижению интересов компании в органах власти. Интересно, что большую часть своей прибыли PayDala генерирует, обрабатывая электронные букмекерские ставки, а потому компания кровно заинтересована в развитии игорного бизнеса. Отметим, что членство в Общественной палате дает Наталье Малярчук прямой выход на депутатов парламента.
В отстаивании интересов букмекеров отметился и политолог Марат Шибутов, еще один член Общественной палаты при Мажилисе. Он высказывался против запрета рекламы ставок в своем личном телеграм-канале.
Против закона активно протестуют и рекламщики. Так, исполнительный директор Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) Анна Тютькова в своих выступлениях озвучивала доводы против запрета рекламы букмекерских контор. Аргументы об ущербе для трансляции спортивных событий, а также о том, что реклама букмекеров перетечет в неконтролируемый интернет (который и без того пестрит это рекламой), конечно, несостоятельны. Закон оставляет возможность рекламировать ставки во время трансляции спортивных событий и проведения спортивных мероприятий. Так что дело вовсе не в этом.
Рекламщики ставят под сомнение сам факт влияния повсеместной рекламы на избавление населения Казахстана от проблемы лудомании. Ссылаясь на неназванных специалистов, та же Тютькова заявляет, что запрет рекламы не поможет избавиться игроманам от вредных привычек и не повлияет на процесс реабилитации. При этом лоббисты игровых бизнесов стыдливо не упоминают о том, сколько будет стоить государству и гражданам лечение сотен тысяч людей с зависимостью.