Одно из решений — «умный» онлайн-маркетплейс, объединивший застройщиков и отечественных производителей
О том, что Казахстан находится в серьёзной зависимости от импорта стройматериалов, мы писали уже не раз. Для примера: по итогам пяти месяцев текущего года импорт не просто перевешивает объёмы отечественной продукции, но и обеспечивает сразу более 90% имеющихся ресурсов в таких ключевых товарных категориях, как строительные деревянные конструкции, составы для подготовки фасадов, резиновые трубы и шланги, листовое стекло и стекловолокно, керамические огнеупорные кирпичи и плиты, трубы, профили и фитинги из чугуна, краны, клапаны и вентили для сантехники и радиаторов.
Крайне высока (50%–90%) доля импорта и в таких категориях, как лесоматериалы, пластмассовые покрытия для пола, стен и потолков, стальные трубы, фитинги и проволока, радиаторы для отопления и счётчики воды, газа и электроэнергии, кирпичи и плитка из глины, и т. д. Более 30% рынка удерживают импортёры в таких категориях, как металлоконструкции, стержни и прутки из стали, шлаковата и минвата, изолирующие изделия из стекла, краски и лаки, и т. д.
Заметим: если рассмотреть данные полного 2021 года (январь–декабрь), станет очевидно, что подобная неблагоприятная ситуация с засильем импорта, к сожалению, устойчивый тренд. Фактически казахстанские производители в достаточной мере (от 80% и выше) обеспечивают только секторы цементов, извести, гипса, бетона и изделий из них (включая сборные конструкции из бетона и металлоконструкции), пластмассовых и полиэтиленовых труб и фитингов, а также пластмассовых дверей, окон и всего прочего для них (порогов, ставен и т. д.).
Сложившаяся импортозависимость бьёт по ценам на жильё (в себестоимости жилья стройматериалы занимают до 60%) и в целом негативно сказывается на всей сфере строительства в РК. Простой пример: в одном лишь секторе металлопроката по итогам мая текущего года цены импортных поступлений товаров подскочили за год, то есть к маю 2021-го, сразу на 67,7% для горячекатаного плоского проката без покрытия из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, на 24,1% — для холоднокатаного, на 38,5% — для проката с гальваническим или другим покрытием. И это только одна крупная товарная категория, зависимость рынка РК от импорта которой весьма ощутима.
Одним из «умных» инновационных решений в сложившейся ситуации стало создание единой онлайн-платформы для более тесного сотрудничества казахстанских производителей строительных материалов и застройщиков в рамках программы «Нұрлы жер». Основным оператором в организации работы онлайн-платформы выступает АО «Казахстанская Жилищная Компания» (КЖК).
В рамках этой системы средства, выделенные из государственных источников на строительство жилья, создают мультипликативный эффект и способствуют развитию отрасли производства отечественных строительных материалов. Прямое онлайн-взаимодействие застройщиков и производителей стройматериалов также сократит количество посредников на рынке стройматериалов, что должно способствовать снижению цен. Таким образом, платформа не только поспособствует прозрачности всей цепочки, но и в целом произведёт оздоравливающий эффект как на сферу выпуска стройматериалов, так и на сегмент застройки.
В рамках создания онлайн-платформы были разработаны алгоритмы анализа сметной документации от застройщиков и электронный отчёт потребностей в стройматериалах по объектам программы «Нұрлы жер», интегрирован номенклатурный справочник стройматериалов в рамках заключённого меморандума с АО «КазНИИСА», подписано соглашение с РГП «Госэкспертиза» для получения проектно-сметной документации в режиме онлайн.
В результате 1 марта текущего года онлайн-платформа стройматериалов www.material.