Любой бизнес, связанный с детьми, требует серьезного подхода, немалых вложений и качественного подбора кадров. Мне в целом всегда казалось, что любой частный детский развивающий центр раннего развития – это настоящий подвиг для того, кто его создал. В наше время требовательных (порой чересчур) родителей заслужить их доверие по присмотру за самым дорогим сокровищем в жизни – задача не самая простая.
Но мне повезло, я познакомилась с чудесными молодыми мамами, которые на такой подвиг решились, открыли замечательный уютный центр под воздушным названием «Облако».
В этот центр мы ходим с моей дочкой Полиной, нам очень там нравится. Поэтому мне и захотелось поделиться с читателями не просто впечатлениями, но и подходом к бизнесу, а главное, интересной методикой центра.
Я почему-то интуитивно всегда считала, что нет никакой необходимости заставлять ребенка читать и писать раньше времени. Мне в целом не хочется своих детей принуждать, куда приятнее их увлекать, не так ли? Именно это нас так заинтересовало в методике центра. Здесь уверенно говорят о том, что умение креативно подходить к решению задач, мыслить образно, осознавать и контролировать свои эмоции гораздо важнее IQ, по крайней мере, в таком юном возрасте. Как только малыш научится гибким навыкам, он запросто начнет осваивать и академические дисциплины, просто уже более уверенно и быстро.
О том, как появился центр, с какими вызовами столкнулся в пандемию, почему была выбрана методика Шичиды, и о том, как сейчас развивается «Облако», рассказывают его основательницы Екатерина Ем и Олеся Солотова.
– Екатерина, расскажите, как пришла идея открыть детский центр?
Е:
– Мы с Олесей работали в крупной корпорации в отделе маркетинга и рекламы. Но у обеих было острое желание делать что-то большее, вносить свой вклад в общество. Мы начали посвящать свое обеденное время постановке целей и отслеживать результаты друг друга в выбранной сфере. Мысли о том, чтобы объединить усилия и создать совместный проект, на тот момент у нас не возникало. Но, видимо, так было суждено: мы практически одновременно вышли в декретный отпуск, и все наше время было посвящено детям. Олеся и до декрета хотела создать что-то именно для детей. А я была далека от этой сферы, пока не родила первую дочь. Оттого что сама люблю все время развиваться, я начала искать хорошие методики для развития своего ребенка. Искала я долго и тщательно, пробовала разные подходы и методы, но все было мне не по душе. И вот однажды поздней ночью я наткнулась на интересный блог российской мамы, которая занималась по методике профессора Макото Шичиды, о которой ранее я ничего не слышала. Я начала с жадностью поглощать информацию о методике, прочитала книгу профессора, узнала о том, как развивается мозг и что важно успеть закрепить способности правого полушария в раннем детстве. Я тут же написала Олесе, и мы начали экспериментировать, готовить и проводить занятия в домашних условиях с собственными детьми: сыну Олеси Ярику было тогда чуть больше года, моей дочери Амелии было 10 месяцев. После недлительных «опытов» мы решились на открытие небольшого центра: нашли помещение для субаренды, заняли деньги у мужей: сделали небольшой ремонт, закупили столы, стулья, стеллажи и начали проводить занятия. Сами готовили все материалы, сами проводили занятия, и люди нам доверились. Так мы проработали целый год.
На второй год мы уже нашли педагога и человека, который готовил материалы для занятий (потому что комплект материалов должен был обновляться каждое занятие, согласно методике). После мы открыли вторую точку и уже подумывали арендовать помещение с последующим выкупом, чтобы расширить деятельность. Но случилась пандемия, и мы потеряли авансовый платеж и закрыли обе точки, перейдя полностью в онлайн-формат. В онлайне мы просидели полтора года. В 2021 году решились вернуться в офлайн и открылись в новом формате, расширив продуктовую линейку. Теперь, помимо занятий по Шичиде, в нашем центре есть группа полного и неполного дня, курс по подготовке к школе, арт-терапия, группа выходного дня. Сейчас мы готовимся к открытию второго филиала в отдельно стоящем коттедже с собственной территорией в 17 соток.
– Почему вы выбрали в качестве названия именно «Облако»?
О:
– Почему мы назвали проект «Облако»? Мы искали простое, легко запоминающееся название. Штормили пару дней, выписывали ассоциации, которые у нас возникали, когда мы думали о будущем проекте. Так родилось название «Облако». В нашем представлении это что-то воздушное, свободное, не имеющее границ. Мы намеренно не дали проекту детское название, потому что мы хотим развивать разные продукты и услуги как для детей, так и для взрослых. Главный принцип и ценность «Облака» – постоянное развитие.
– И все-таки почему была выбрана именно методика Шичиды? Расскажите о ней, в чем ее суть, какие преимущества она дает?
Е:
– Я влюбилась в методику с первого взгляда.
Во-первых, потому что она структурированная, нацеленная не только на развитие более 10 навыков, но и на укрепление эмоциональной связи между мамой и ребенком.
Методика Шичиды – структурированная, нацеленная не только на развитие более 10 навыков, но и на укрепление эмоциональной связи между мамой и ребенком.
Во-вторых, потому что эта методика популярна в развитых странах Азии: Японии, Южной Корее, Сингапуре, которые превосходят страны СНГ в развитии жизненно важных сфер: экономики, медицины, образования. Потому что они закладывают правильную основу в развитии детей, смотрят далеко в будущее.
В-третьих, методика была разработана на основе 60-летних исследований головного мозга и имеет четкую научную базу и обоснование.
В чем же суть методики? Она направлена на развитие правого полушария, которое отвечает за эмоции, органы чувств, фотографическую и слуховую память, воображение и образное мышление. У детей до 6-7 лет активно развивается именно правое полушарие, а ближе к школьному возрасту начинает формироваться левое. В школе практически все дисциплины направлены на развитие логического левого полушария. Поэтому ко взрослому возрасту происходит несимметричное развитие полушарий. Вот почему так важно в детстве закрепить и развить по максимуму правополушарные способности у ребенка: умение креативно подходить к решению задач, мыслить образно, осознавать и контролировать свои эмоции. Ведь эти навыки гораздо важнее для сбалансированной успешной жизни, чем IQ.
Занятия по методике проходят по четкой структуре, задействовав максимальное количество участков головного мозга. На каждый урок нужно готовить новый комплект материалов.
Мы хотим популяризировать эту методику, чтобы как можно больше деток получили шанс раскрыть свои природные способности с раннего детства. Поэтому, помимо занятий в центре и в онлайн-формате, мы обучаем родителей и педагогов технике проведения занятий по методу Шичиды.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас родители стараются обучать своих детей всему и как можно раньше: с полутора лет учить писать, читать, считать, стараются обучать сразу нескольким языкам и т. д. И есть ли какая-то корреляция с тем, что дети сейчас, наоборот, начинают позже говорить?
Е:
– Я думаю, что желание поскорее научить ребенка считать и писать навязано родителям, стремящимся к быстрым результатам, которые можно буквально увидеть и услышать. Таким образом родители получают признание за собственные труды, ведь в большинстве центров с детками до 3 лет занимаются в группе с мамами. Еще один важный драйвер для мам – желание выделить своего ребенка, самоутвердиться среди других мам: «Поглядите, мой сынок уже читает по слогам…» Есть и такие мамы, которые просто по незнанию следуют активной рекламе и попадают под социальное влияние, чувствуют вину, что не занимаются с ребенком. Срочно находят центры раннего развития, где быстро получат результаты в виде раннего счета и чтения у своего малыша, чтобы не быть хуже других.
Но если посмотреть в перспективу, то в будущем ни раннее чтение, ни раннее письмо, ни любые другие академические знания в таком нежном возрасте никаких преимуществ ребёнку не дают. Более того, такие знания в возрасте до 6-7 лет совершенно не нужны ребёнку и не соответствуют естественному физиологическому развитию структур мозга.
Есть и другая крайность, когда родители говорят, что у ребёнка должно быть детство: в их понимании это представленность самому себе. Многие вплоть до школы никак не занимаются развитием ребёнка, а за год до школы начинают усиленно водить на курсы по подготовке к школе. Нужно понимать, что для гармоничного развития ребёнку необходима среда, в которой у него будет развиваться воля к знаниям, здоровое любопытство и умение преодолевать сложности, достигая больших высот и успехов.
«Нужно понимать, что для гармоничного развития ребёнку необходима среда, в которой у него будет развиваться воля к знаниям, здоровое любопытство и умение преодолевать сложности, достигая больших высот и успехов».
– Как подбираются педагоги в ваш центр? Все ли ваши единомышленники и приверженцы именно этой методики?
О:
– Для нас самое важное в педагогах – любовь к детям и естественное стремление к наилучшему их развитию. Это отражается в том, как педагоги выстраивают отношения с детьми, мы предпочтем умение вежливо находить общий язык опыту и стажу. Для нас важно, чтобы взрослые уважали малышей – на этом уважении и строится все общение.
Конечно, очень важно, чтобы ценности педагогов совпадали с нашей философией. Не все педагоги знакомы с методикой, но каждого мы обучаем и доносим основные принципы. Многие приходят навыками и умениями в других областях, таких как ТРИЗ, арт-терапия, нейрогимнастика, которые тоже являются нашими приоритетными направлениями.
– Каких результатов позволит достичь посещение центра? В каком возрасте стоит начинать обучение? Чем система вашего детского сада отличается от обычного садика и от программ вашего центра?
О:
– Мы принимаем деток с 1 годика на занятия мама + малыш. Конечно, мы приверженцы того, чтобы до трех лет мама принимала максимальное участие в развитии ребёнка.
Детки, у которых с раннего возраста развиваются гибкие навыки, отличаются высоким показателем эмоционального интеллекта (сейчас уже все знают, что это намного важнее, чем IQ), им легче выстраивать отношения в коллективе. Развивая креативность и гибкость мышления, они с легкостью будут находить нестандартные решения в сложившихся ситуациях. Все наши занятия нейрогимнастикой и по японской методике налаживают связь между полушариями головного мозга, как результат мы получаем концентрацию, память, мышление, успеваемость в школе.
В этом году мы нашли для себя еще одно новшество – Реджио-подход в педагогике. Мы хотим, чтобы педагоги были с детьми в качестве таких же исследователей и вместе ставили опыты, удовлетворяли любопытство, изучали мир не по картинкам, а на живых примерах – с микроскопами и природными материалами.
В обычных садиках большее внимание уделяется академическим знаниям и подготовке ребенка к школе с акцентом именно на письмо, счет, чтение. Где-то даже это не предлагают, описывая сад в качестве места пребывания ребенка, где все дополнительные занятия оплачиваются отдельно. Для нас это не первостепенно, эти программы мы добавляем только в группе 5-6 лет, уделяя большее внимание мышлению, социализации, познанию мира и развитию речи.
– Екатерина, Олеся, благодарю вас за беседу и желаю вам и вашему центру «Облако» успехов и процветания!
Беседовала Адель Ануарбекова
Фото предоставлены «Облаком»