Спрос растёт: казахстанцам нужны не только привычные товары вроде гаджетов или одежды, но и нетипичные продукты и услуги от робототехники до пластической хирургии
Интернет-шопинг активно развивался и ранее, однако с пандемией популярность e-Trading буквально взлетела. Скорость цифровизации в РК способствует дальнейшему росту электронной торговли фактически для любых категорий товаров и услуг.
Традиционно одним из флагманов FinTech в Казахстане выступает банковский сектор. Так, сразу четыре казахстанских банка имеют свои маркетплейсы, предоставляющие жителям РК возможность приобрести товары и услуги на выгодных условиях — в рассрочку. На всех маркетплейсах предлагаются популярные категории, такие как бытовая техника, мобильные и компьютерные гаджеты, мебель, одежда и обувь, спорттовары, зоотовары, всевозможная домашняя утварь, продукты, аптечные препараты и многое другие. Заметим: в кризисный период такая поддержка покупательной способности населения и платежеспособного спроса позитивно влияет на экономику РК.
Самый большой каталог товаров и услуг предлагает Jusan Bank на своей площадке Jusan Магазин (JMart). Здесь кроме стандартных категорий также можно приобрести в рассрочку обучающие курсы, спортивные услуги (например, фитнес-абонементы), медицинские услуги (например, стоматологические), сервисы клининга и ремонта, автоуслуги и прочее. Среди самых необычных товаров и услуг Jusan Магазин предлагает, к примеру, газификацию дома, организацию мероприятий (тот же «Беташар»), коллекционные издания книг, редкие музыкальные инструменты (скажем, акустический кабинетный рояль Petrof) и прочее. Рассрочка предлагается от 3 месяцев, в рамках различных акций — до 24 месяцев (например, сейчас действует акционная рассрочка на все товары на 12 месяцев). Максимальная сумма — 2 млн тг.
Категории товаров и услуг на акционную рассрочку у всех казахстанских маркетплейсов регулярно меняются, и, если отслеживать акции, всегда можно выбрать что-то нужное на оптимальных условиях.
Следом идёт Kaspi.kz с Kaspi Магазином. Здесь также кроме широкого спектра товаров для дома, товаров личного пользования и товаров для семьи, включая, например, продукты питания и медикаменты, предлагается и ряд услуг, включая медицинские и обучающие. Действует постоянная рассрочка на 3 месяца и периодические акции на определённые категории товаров — до 24 месяцев. Сумма — до 1,5 млн тг.
На площадке от Halyk Bank — Halyk Market — можно воспользоваться рассрочкой на срок до 12 месяцев (в акционные дни также бывает до 24 месяцев), сумма рассрочки — до 1 млн тг. Помимо товаров имеется только категория Travel (путешествия).
В ForteMarket от Forte Bank можно приобрести только товары. Интересная товарная категория здесь — сертификаты. ForteMarket предлагает рассрочку на срок от 4 месяцев, в периоды акций — до 24 месяцев. К примеру, сейчас в магазине действует акция — до 12 месяцев на все категории. Сумма — до 1,5 млн тг.
Популярность e-Trading подкрепляется технологической оснащённостью и диджитализацией в РК. Так, к маю текущего года количество абонентов фиксированного интернета в стране достигло уже 2,8 миллиона, на 4,8% больше, чем годом ранее, на 15,4% — чем пять лет назад, и сразу на 92,3% — чем десять лет назад. В свою очередь численность абонентов сотовой связи с доступом ко всемирной сети составила уже 17 миллионов. Рост показателя за год составил 5,4%, за пятилетку — 38%, за десятилетие — 90,7%. Заметим: все четыре маркетплейса доступны не только через браузеры, но и в мобильных приложениях.
Напомним: уровень цифровой грамотности казахстанцев в возрасте от 6 лет вырос с 82% в 2020 году до 85,3% от общей численности населения в 2021-м. Это значительный прогресс, с учётом того, что в 2018 году показатель достигал лишь 77,3%.
Любопытно, что с развитием e-Trading растут и потребности клиентов — подобная ситуация складывается по всему миру. Так, к примеру, в соседней России крупнейший банковский маркетплейс РФ, СберМаркет, ввёл в каталог новую категорию «здоровый выбор» и фильтр «экомаркировка», чтобы упростить поиск. Это стало ответом на сформировавшийся пользовательский запрос: интерес к экопродуктам со стороны покупателей стабильно растёт.
В свою очередь в Казахстане аналитики Jusan Магазина сообщили, что казахстанцы стали заметно больше вкладывать в себя: всё часто приобретаются абонементы в фитнес-залы, курсы повышения квалификации, а также такие специфические медицинские услуги как коррекция зрения и пластическая хирургия.
Ещё один показатель развития интернет-шопинга — колоссальный рост безналичных платежей. Так, за январь–апрель текущего года объём безналичных платежей в РК с использованием платёжных карточек, выпущенных казахстанскими и иностранными эмитентами, достиг 27,4 трлн тг — это на 55,1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Количество транзакций составило уже 2,3 млрд, плюс 46,9% за год.
В целом же за весь прошлый год объём безналичных платежей достиг 72,3 трлн тг — вдвое больше, чем годом ранее, в 54,6 раза — чем пятью годами ранее, и сразу в 142,7 раза — чем десять лет назад. Количество транзакций за 2021 год составило 6,2 млрд, рост за год — в 2,2 раза, за пять лет — в 58,7 раза и за десять лет — почти в 230 раз.
При этом непосредственно на интернет и мобильный телефон пришлось более 83% всего объёма безналичных платежей и почти две трети всех транзакций.