Чем грозит давление регуляторов на стейблкоины из-за LUNA. Продолжат ли инвесторы скупать токены Terra?

0
422

Крах ныне печально известного стейблкоина TerraUSD (UST) нельзя считать триггером к тотальному регулированию «стабильных монет», просто потому что жесткий контроль над этой разновидностью криптовалют со стороны государства, все равно очень скоро появился бы.

Наивно полагать, что попытки частных компаний получить возможность эмитировать валюту сопоставимую по надежности с долларом США, евро или юанем и при этом сохранять даже маленькую долю независимости от полного контроля со стороны государства, могли бы увенчаться успехом.

История нас учит, что такое эмиссионное право могли получать только очень сильны страны, при чем не вследствие предприимчивости, а в войнах. Так было с Нидерландской империей в 17-18-ом веке, и с Британской империей в 19-ом веке, и с США в 20-ом веке.

Относительно свежий и поучительный пример, это попытка Муаммара Кадаффи ввести единую африканскую золотую денежную единицу «золотой динар», который по своей сути, мало чем отличается от стейблкоина, в основе которого лежит товар, например монета Digix Gold (DGX) с привязкой к золоту. Или попытка запустить свой стейблкоин Libra Марком Цукербергом, которому наверное до сих пор в кошмарах снится допрос в Конгрессе США.

What is DGX?

Поэтому когда, кто-то пытается создать альтернативу ФРС, ЕЦБ или Народному банку Китая, он должен прекрасно понимать, что если его проект действительно способен подвинуть государственные эмиссионные центры, ему нужно либо готовиться к войне, что невозможно, либо выбирать страну, которая будет готова взять его проект и бросить вызов долларовой финансовой системе.

Был ли таким проектом алгоритмический стейблкоин TerraUSD (UST)? Конечно же нет. Большинство инвесторов прекрасно понимали, что 20-процентная доходность в UST, а фактически в долларах США, при размещении купленных TerraUSD на «депозите» в Anchor (специальном «криптобанке»), для проекта, который не генерит и в принципе не может генерировать такую маржинальность, это верный признак «пирамидальности» придуманной схемы Terraform Labs.

И собственно когда этот «пирамидальный криптопроект» достиг предела роста, сигналом к этому стало заявление сооснователя Terraform Labs До Квона о ежемесячном снижении доходности депозитов UST на 1,5 п.п., последовавший за этим отток криптоинвесторов из TerraUSD (UST) и Terra (Luna) (парная криптовалюта, необходимая для реализации алгоритма поддержания паритета с долларом США) привел к обрушению стейблкоина Terra на 99%.

Да, здесь можно рассуждать о том, что в этом крахе могли поучаствовать крупные инвестфонды, по слухам и запустившие «смертельную спираль» Terra, когда парная криптовалюта Terra (Luna) вместо поддержки паритета TerraUSD(UST) с долларом США, напротив дешевела, еще сильнее усиливая панику инвесторов и увлекая курс UST на новый виток снижения.

Но, если алгоритм защиты паритета стейблкоина TerraUSD не смог справиться с этой атакой сейчас, то чтобы с ним было, когда таких атак было бы больше, при том, что ситуация в мировой экономике и на глобальных рынках оказалась бы значительно хуже.

Так что, вопрос с надежностью алгоритмических стейблкоинов, которые теперь справедливо называть «анстейблкоины», на данном этапе можно считать надолго закрытым. А центр внимания криптоинвесторов теперь логично смещается к вопросу об устойчивости других видов «стабильных монет».

Наибольшее беспокойство вызывают стейблкоины обеспеченные фиатной валютой. Во-первых, потому что именно в них вложено наибольшее количество средств инвесторов среди всех стейблкоинов. Во-вторых, потому что есть большие сомнения в устойчивости структуры резерва (гособлигации США и корпоративные бонды) таких проектов как Tether (USDT). А в-третьих, потому что именно подобного вида стейблкоины, вместе со стейблкоинами обеспеченными товаром (золото и прочее), из-за своей потенциальной перспективности представляют наибольшую угрозу для эмиссионной монополии государств.

Нет сомнений, что и в ФРС, и в ЕЦБ, и в других крупных центральных банков прекрасно понимают, что как минимум до конца 2022 года ситуация на криптовалютном рынке из-за быстрого ужесточения денежно-кредитных условий во всем мире, будет только ухудшаться. Значит до 2023 года, государственным контролирующим органам нет никакого смысла вмешиваться в жизнь стейблкоинов, потому что с высокой вероятностью в этот период мы увидим еще несколько естественных крахов стейблкоин-проектов, которые помогут государствам гораздо легче взять их в свои руки.

Как этот контроль может выглядеть примерно понятно. Это будет абсолютная прозрачность и подотчетность стейблкоин-компаний для государства и инвесторов, возможно даже с необходимостью получить банковскую лицензию, а также жесткие требования к резервам, заданные пропорции и доступный список активов для их размещения.

Количество американских криптоинвесторов увеличилось на 70% в 2021 году |

Насколько это понравится криптоинвесторам большой вопрос. От конфиденциальности не останется и следа, а комиссии за переводы могут оказаться слишком высокими, чтобы конкурировать с цифровыми валютами центральных банков (CBDC),которые с высокой вероятностью в итоге и займут роль частных стейблкоинов — как моста между фиатным миром и миром цифровых активов.

Что касается разумности попыток взять реванш в TerraUSD, то конечно подобные мысли могут появляться у многих криптоинвесторов, особенно тех, что пострадали от этой ситуации. Но, как правило реваншизм на рынке, как и убежденность, что после сильного падения котировок обязательно бывает сильный отскок, приводят лишь к еще большим потерям, особенно в «пустых» активах как TerraUSD, где нет объективной балансовой цены или физического товарного эквивалента.

Очень вероятно, что TerraUSD ждет медленное забвение, и поэтому лучше не рисковать, а дождаться когда центральные банки вновь начнут смягчать параметры денежно-кредитной политики и активно расширять денежную массу (это может произойти в конце 2022 года или в начале 2023 года). И только после этого можно будет приступить к формированию криптопортфеля из первой десятки по капитализации цифровых активов.

Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio