Интересен факт того, что несмотря на коронакризис авто на улицах Казахстана становится только больше. В Европе продажи автомобилей упали в разы, в России говорят о том, что покупатель, вышедший из карантина, стал более придирчиво относиться к выбору, а казахстанцы демонстрируют довольно стабильные показатели и продолжают покупать. О том, как менялся спрос на авто и какие именно марки и модели на данный момент востребованы у наших граждан рассказывает Динара Искакова, генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto.
– Вырос или упал спрос на авто во время карантина?
– Несмотря на пандемию коронавируса, карантин и повсеместные ограничения, спрос на автомобили в 2020 году вырос. Если говорить о цифрах, то по данным АКАБ в сравнении с 2019 годом продажи новых легковых и коммерческих автомобилей выросли на 24% и составили 93 371 единицы. Продажи в автосалонах нашей автомобильной группы также показали рост – в 2020 году Orbis Auto реализовала 10 603 новых автомобилей, что на 1116 единиц больше, чем в 2019 году (9 487 единиц).
– Есть ли данные по продажам? Кто покупает больше – физические или юридические лица?
– Наша компания осуществляет продажи новых автомобилей как физическим, так и юридическим лицам, и если физические лица продолжали покупать автомобили в кризисный год, то многие корпоративные клиенты в 2020 году отказались от покупки новых автомобилей и замены своего автопарка. У большинства простаивал бизнес, сотрудники работали удаленно, а автомобили не эксплуатировались. Но с начала этого года мы наблюдаем оживление на рынке корпоративных продаж. Многие секторы экономики выходят из локдауна и начинают вести переговоры по замене корпоративного парка. Основной объем продаж корпоративного сектора ожидаем во второй половине этого года, и по нашим предположениям доля продаж корпоративного сектора вырастет до 30%.
– Какой вариант оплаты наиболее часто используется? Кредиты, рассрочка, наличный расчет?
– Сегодня автодилеры активно внедряют и развивают всевозможные финансовые программы и инструменты для покупателей – это trade-in, программы автокредитования, рассрочки, лизинга, продолжают работать государственные программы, стимулирующие покупку автомобилей. И как показывает наша деятельность, доля кредитования внутри дилерских центров растет с каждым годом. На сегодняшний день автомобили в кредит приобретаются чаще, чем за наличный расчет. Даже в премиум сегменте, где ранее основная доля продаж приходилась за наличный расчет, мы видим рост доли покупок через финансовые инструменты.
– На какие марки/модели/типы авто вырос спрос во время карантина? Связано ли это с тем, что сейчас легко устроиться таксистом, доставщиком?
– В минувшем году в наших автосалонах отмечался стабильный рост лакшери сегмента: Porsche, Audi и Cadillac. В целом мы наблюдали спрос на рынке на все популярные марки автомобилей в РК. Стоит отметить, что на многие востребованные у нас модели присутствовал дефицит на протяжении 4-5 месяцев, и даже если продажи таких моделей показали падение, то это связано лишь с тем, что автомобили отсутствовали на складах у автодилеров.
Действительно в 2020 году продажи таксопаркам велись очень активно, в основном в сегменте автомобилей до 7 млн тенге. Мы видим, что таксопарки заинтересованы в обновлении и увеличении своих парков, и возможно, эти изменения связаны с пандемией.
– Как изменилась цена на новые и подержанные автомобили, какие именно марки/модели/типы кузова/типы топлива на данный момент востребованы.
– Если говорить об автомобилях, произведенных в Европе и Америке, то их стоимость привязана к курсу евро и доллара, и изменения курса тенге к иностранной валюте является основной причиной роста цен на автомобили. За 2020 год цены на автомобили, произведенные в Европе выросли примерно на 10%. Автомобили, поставляемые с производственных площадок России, поднялись в цене в среднем на 10%. Также в цене выросли автомобили казахстанского производства, потому что машинокомплекты для производства автомобилей, закупаются в иностранной валюте.
Из автомобильных марок, представленных в портфеле Orbis Auto, наиболее востребованы среди казахстанцев Toyota, Hyundai, Volkswagen, Chevrolet и Nissan. В сегменте лакшери отмечаем рост числа поклонников бренда Porsche. Традиционно остается высоким спрос на Toyota Land Cruiser, Toyota Prado, Toyota Camry, Hyundai Accent, Volkswagen Polo и Nissan Qashqai. Надо отметить, что в последние годы большую популярность обрели кроссоверы. Их доля на рынке растет с каждым годом и на сегодняшний день составляет более 40% на общем рынке легковых автомобилей, а доля SUV автомобилей премиального класса – более 65%. Это вполне логично, потому что кроссоверы лучше приспособлены к нашим дорогам и климатическим условиям, они универсальны, более маневренные и вместительные, в кроссоверах, например, легко поместится большая семья. Сегодня на казахстанском рынке представлены семиместные кроссоверы, такие как Toyota Highlander, Cadillac XT6, но при этом с объемом двигателя меньше, чем у внедорожника и соответственно с меньшим налогом.
– Благодарю вас за беседу.
Адель Ануарбекова