Свободное плавание или фиксация — какая политика обменного курса национальной валюты наиболее приемлема в нынешних реалиях?
Вклады населения в банках РК в национальной валюте достигли 6 триллионов тенге.
На 24 июля текущего года обменный курс тенге по отношению к доллару США сложился на уровне 414,2 тенге. Стоит отметить: в марте текущего года на фоне обвала цен на нефть курс национальной валюты РК упал в моменте до максимальных 466,6 тенге. К лету текущего года курс тенге постепенно стабилизировался.
Одной из причин стабилизации обменного курса нацвалюты является повышение цен на нефть. Так, на 24 июля текущего года цена нефти марки Brent составила 43,34 долл. США за баррель — рост за месяц составил 7,5%, а по сравнению с концом апреля 2020 года цена выросла на 71,5%. Влияние цены нефти на обменный курс нацвалюты связано с действующим режимом политики обменного курса. На текущий момент в Казахстане придерживаются плавающего обменного курса тенге, который формируется под воздействием фундаментальных факторов. Это мировые цены на нефть, а также курсы валют стран — основных торговых партнёров РК, в первую очередь, России.
В целом режим свободно плавающего обменного курса тенге, как правило, обеспечивает лучшую защиту от внешних шоков и большую независимость денежно-кредитной политики. В текущих кризисных условиях именно гибкий курс является естественным стабилизатором экономики. В связи с этим за последние десятилетия многие страны перешли к гибким валютным режимам, в том числе Польша, Бразилия, Израиль, Чили и др. В нынешних реалиях нет необходимости переходить к фиксированному курсу, который может усилить рецессию. К примеру, основной торговый партнёр Казахстана — Россия — придерживается плавающего курса рубля. В этих условиях фиксация курса тенге при гибком рубле могла бы привести к постоянной и ощутимой волатильности курса нацвалюты к валюте соседей, и в дальнейшем создать дисбаланс как во взаимной торговле двух стран, так и в целом в финансово-экономическом сотрудничестве наших стран. Кроме того, подобный дисбаланс мог бы привести к оттоку капитала из РК, как это было в 2014-2015 годах, когда российский рубль ослаб не только к доллару, но и относительно тенге. На этом фоне множество казахстанцев отправились в Россию за автомобилями, мебелью, продуктами, жильём и прочими товарами, что серьезно подорвало силы и стабильность местных производителей. В итоге ситуация послужила одной из причин перехода в 2015 году к плавающему обменному курсу тенге. В целом, по опыту мировой практики, в большинстве случаев политика фиксированного курса часто заканчивается валютным кризисом, так как по тем или иным причинам фиксированный курс перестаёт соответствовать рыночным реалиям.
Кроме того, при политике фиксированного обменного курса возникают значительные издержки в виде расходования средств при проведении интервенций. При плавающем обменном курсе Национальный Банк не вмешивается в процесс курсообразования, сохраняя резервы. При этом НБ РК оставляет за собой право проводить интервенции для предотвращения чрезмерных скачков курса тенге, как это было в феврале и марте текущего года. В целом эти действия не противоречат политике плавающего обменного курса.
Для стабилизации обменного курса тенге были предприняты дополнительные меры. Так, в конце марта текущего года для субъектов квазигосударственного сектора было введено требование обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки и перевода валютных депозитов на счета в банки Казахстана. В июле Национальный Банк Казахстана продлил срок действия установленных пределов отклонения курса покупки от курса продажи наличной иностранной валюты до 1 января 2021 года. Эта мера направлена на предотвращение спекулятивных операций в обменных пунктах, защиту прав потребителей и обеспечение финансовой стабильности в условиях волатильности на мировых финансовых рынках. Размер установленных пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге для доллара США составляет 6 тенге, для евро — 7 тенге.
Эти меры, как и постепенное улучшение ситуации на внешних рынках, способствовали стабилизации курса нацвалюты РК. К примеру, среди валют отдельных развивающихся стран казахстанский тенге вместе с индийской и индонезийской рупиями потеряли с начала года меньше всех. Так, с начала года тенге ослаб на 8,2%, индонезийская рупия — на 5,2%, индийская рупия — на 4,8%. Больше всех обесценился бразильский реал, который ослаб с начала года сразу на 30,2%. Также в антилидерах южноафриканский ранд (−19,1%) и мексиканское песо (−17,7%). Российский рубль обесценился с начала года на 15,7%.
Политика плавающего обменного курса вместе с принятыми мерами по повышению сбалансированности валютного рынка привели к повышению доверия населения к нацвалюте РК. Это положительно сказывается на дедолларизации экономики.
Так, на конец июня текущего года вклады населения в банках РК в национальной валюте составили 5,7 трлн тг, или 58,4% от общего объёма вкладов (годом ранее — 4,7 трлн тг, или 54,1%). За месяц сумма увеличились на 2,8%, а за год рост составил 22,2%. В свою очередь, вклады населения в иностранной валюте сократились за месяц на 2,3% и составили 4,1 трлн тг, или 41,6% от общей суммы вкладов. Отметим, что за последние три месяца наблюдается стабильный рост вкладов населения страны в нацвалюте, в то время как вклады в иностранной валюте продолжают сокращаться. Эта тенденция также показывает, что, несмотря на нестабильность мировой экономики и кризис, население страны отдаёт предпочтение нацвалюте.
Источник: Finprom.kz