Виталий Быстрюков,
председатель правления Санофи Казахстан» и генеральный менеджер бизнес-подразделения рецептурных препаратов Санофи Центральная Азия
– Виталий, расскажите, как изменился спрос на лекарственные препараты в связи с пандемией COVID-19?
– Согласно данным IQVIA (Аудит розничных продаж и бюджетных закупов лекарственных препаратов в Казахстане, Март 2020) рынок лекарственных препаратов в первом квартале продемонстрировал рост в денежном эквиваленте (+25%) в сравнении с первым кварталом 2019 г. Это связано как с календаризацией отгрузок в бюджетном канале, так и ростом продаж безрецептурных препаратов. На фоне пандемии COVID-19 во всем мире вырос спрос на противопростудные препараты, и Казахстан не стал исключением: спрос на такие препараты вырос на 55% в сравнении с первым кварталом 2019 года (в денежном эквиваленте). Однако мы ожидаем замедление динамики во 2 квартале 2020-го, так как рост розничного рынка в марте во многом продиктован повышенным спросом на фоне коронавирусной инфекции и введения в стране режима ЧС.
– Судя по спросу, люди перестали бояться чего-либо больше, чем коронавируса. Куда же исчезли другие заболевания?
– Ежедневно мы наблюдаем, что большинство новостей сосредоточены на коронавирусной инфекции COVID-19, а упоминание хронических заболеваний снизилось. Но, конечно, другие заболевания не исчезли просто потому, что о них перестали говорить.
К большому сожалению, коронавирусная инфекция COVID-19 способна сократить жизнь или ухудшить самочувствие пациентов с хроническими заболеваниями, которые находятся в группе риска. В условиях пандемии пациенты с хроническими заболеваниями находятся под особым наблюдением медицинского персонала. Во время чрезвычайного положения в стране государство обеспечивало бесперебойные поставки лекарственных препаратов по зеленым коридорам.
В условиях карантина наша компания продолжает обеспечивать лекарственными препаратами пациентов с хроническими болезнями: с сахарным диабетом, редкими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В период пандемии наша глобальная логистическая сеть находится в рабочем состоянии и адаптировалась к изменениям в системе дистрибуции (ограничения на границах городов и границах стран, значительное снижение частоты авиарейсов, новые требования к условиям перевозок и прочее). Кроме того, мы с самого начала развития кризисной ситуации вокруг распространения коронавирусной инфекции ввели строгие меры по защите здоровья и безопасности сотрудников на производственных площадках, а также обеспечили достаточный запас материалов для первичной и вторичной упаковки.
– Как меняется система здравоохранения?
– С начала 2020 года эпидемия затронула большое количество стран. COVID-19 заставил многие государства пересмотреть процессы в системе здравоохранения, проанализировать сильные и слабые стороны. Та самая цифровизация, о которой мы так много говорили, оказалась новой реальностью и даже необходимостью для обеспечения непрерывности процессов во всех сферах нашей жизни.
Система здравоохранения Казахстана продемонстрировала свою готовность к пандемии благодаря постепенному введению ограничительных мер для сохранения здоровья и безопасности граждан. Мы наблюдали как слажено работают все государственные службы, как бизнес поддерживает многие инициативы в непростой для страны период (банковский сектор, мобильные сервисы), как медицинские работники проходили онлайн-обучение от коллег Китая по уходу за заражёнными пациентами. В условиях карантина продолжается онлайн-консультация пациентов, созданы горячие линии, единый медицинский колл-центр, вдвое сокращены живые очереди в поликлиниках благодаря порталу egov.kz, что крайне важно для недопущения контактов с потенциальными носителями вируса.
Пожалуй, сейчас то уникальное время, когда внимание всего мирового сообщества устремлено на нас, фармацевтическую отрасль, ведь именно фармацевтические компании сейчас бросили все силы на поиск вакцины и лечения от коронавирусной инфекции. Мы убеждены, что каждый из нас может внести свой вклад в то, чтобы не только еще раз подтвердить высокое звание нашей индустрии, но и поддержать тех, кто стоит на первой линии отпора эпидемии, наших врачей.
Санофи работает над ускорением процесса разработки и производства вакцины против COVID-19 в сотрудничестве с Управлением перспективных исследований и разработок в области биомедицины (BARDA), входящим в состав Министерства здравоохранения и социального обеспечения США. Наша компания использует результаты предыдущих разработок вакцины против тяжёлого острого респираторного синдрома «ТОРС» (SARS), это позволит относительно быстро проводить исследования и производить материалы для клинических испытаний.
В работе над еще одной вакциной против COVID-19 на основе мРНК Санофи объединила усилия с компанией Translate Bio, занимающейся производством медицинских лекарственных препаратов на основе информационной РНК (мРНК).
В середине апреля Санофи вместе с компанией GSK заявили о намерении начать совместную работу по разработке адъювантной вакцины против COVID-19, используя инновационные технологии обеих компаний, чтобы помочь справиться с продолжающейся пандемией. Санофи внесет вклад в партнерство в виде своего антигена S-белка COVID-19, разработанного с использованием технологии рекомбинантной ДНК.
– Как вы считаете, кто и кому должен помогать в текущей ситуации: бизнес государству или государство бизнесу?
– Ситуация с COVID-19 стала серьезным испытанием для государства и затронула и коммерческий сегмент. Понимая всю серьезность ситуации, государство принимает меры для защиты и поддержки предпринимателей, были введены налоговые льготы и кредитные инструменты. В марте был создан республиканский фонд, чтобы помочь населению в сложный период.
Пандемия коронавируса четко очерчивает взаимозависимости, создаваемые глобализированным миром. После того, как мы справимся с нынешним кризисом, у нас появится возможность коллективно усвоить уроки для обеспечения будущего нашей планеты. Бизнес и государство должны объединить свои усилия для того, чтобы система здравоохранения в стране стала неуязвимой.
Например, как вы знаете, в Казахстане большое внимание уделяется обеспечению населения бесплатными лекарственными препаратами. С 1 января в Республике Казахстан введена система обязательного медицинского страхования и обновляется программа гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Я глубоко убежден, что обязательное социальное медицинское страхование – это огромный шаг вперед для развития системы здравоохранения Казахстана. Прежде всего потому, что страхование открывает широкие возможности перед пациентами, которые получат доступ к значительно расширенному списку бесплатных возмещаемых Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) лекарств и медицинских услуг.
Но у любой медали есть две стороны. Растущие расходы, связанные с расширением списка лекарственных средств (ЛС), зачастую дорогостоящих и инновационных, увеличивают и без того огромную нагрузку на бюджет ФОМС и МЗ РК, и поэтому государству необходимо искать пути снижения этого бремени. Не всегда бывает достаточно референтного ценообразования. У нас, например, в Казахстане одни из самых низких цен в мире, но пациенты не всегда имеют доступ ко всем нашим препаратам. Именно поэтому государству стоит рассматривать и принципиально новые модели взаимоотношений с производителями. Одной из таких моделей являются прямые контракты между производителями и потребителями, в которых будет зафиксировано разделение затрат и рисков неэффективного лечения пациентов, так называемый риск шеринг или разделение рисков. Такие контракты, с одной стороны обеспечивают ускорение доступа пациентов к инновационным ЛС, а с другой стороны позволяют наиболее эффективно использовать государственное финансирование, когда оплачиваются только случаи успешного лечения, которые оцениваются через четкие критерии достижения параметров эффективности лечения конкретного заболевания.
Таким образом правительству и производителям лекарственных препаратов необходимо объединять усилия в поисках решения того, как сделать самые современные инновационные лекарства доступными для пациентов в самые короткие сроки с момента регистрации.