В период нарастающего кризиса из-за пандемии Covid-19, усилилась актуальность возврата незаконно вывезенного из Казахстана капитала. За годы независимости его объем составил порядка 200 млрд долл. США. Чтобы вернуть эти средства были проведены программы легализации имущества и декларации доходов населения. Однако они не дали видимых результатов, обеспечив возврат лишь 10% выведенного капитала. Поэтому возникает вопрос: Какие инструменты необходимо применить Казахстану, чтобы сохранить капитал внутри страны?
В последние годы в информационном поле нередко поднимался вопрос о необходимости возврата в Казахстан незаконно вывезенного капитала. По данным международных экспертов, его объем за годы независимости достиг порядка 200 млрд долл. США. Это в 3,5 раза больше текущих активов Национального фонда. Тем не менее в страну возвращено лишь 90 млн долл. США.
Существуют различные способы вывода капитала, при этом в большинстве случаев вполне легальные. Вносит свою лепту в эти процессы и бизнес, используя различные манипуляции с внешнеэкономическими контрактами. При этом тенденция оттока денег из страны путем осуществления экспортно-импортных операций достаточно устойчивая.
Ориентируясь на европейский опыт, Казахстан давно декриминализовал соответствующую статью Уголовного кодекса, освободив таким образом от серьезных последствий и экспортеров, и импортеров, вывозящих денежные средства из страны. Из инструментария остались лишь административные рычаги воздействия, включая пени и штрафы. Субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно подают декларации, в которых заполняются суммы задолженности по контрактам. Однако этот документ не позволяет определить за что именно выставлена задолженность. Например, она может образоваться в следствии не поступившей выручки от экспорта, или за счет предоплаты за импортируемый товар, который не был доставлен.
Тем не менее из-за пандемии коронавируса, которая приостановила деловую активность в стране, тем самым сократив поступления в бюджет и Национальный фонд, необходимость возврата незаконно вывезенных денежных средств значительно усилилась. Поэтому в среднесрочной перспективе государство стремится сбалансировать бюджет, обеспечив растущие расходы за счет поступлений от ненефтяного сектора экономики. Уже в действующем прогнозе социально-экономического развития Министерства национальной экономики запланировано увеличение доходной части бюджета без учета трансфертов с 9,7 трлн тенге в 2019 году до 13 трлн тенге к 2022 году. Это означает, что из ненефтяной экономики в ближайшие три года планируется дополнительно получить 2,5 трлн тенге налоговых поступлений. При этом одним из главных инструментов повышения доходной части бюджета является именно борьба с теневой экономикой.
Однако программа легализации, которая проводилась для возврата вывезенного капитала не дала видимых результатов — ее объемы не превышают 10%
В публичном политическом поле тема офшоров получила распространение в начале 2010 годов. Одним из следствий этого стало создание рабочей группы по деофшоризации экономики в августе 2013 года. А уже в конце 2014 года Казахстан сделал новый шаг в данном направлении, присоединившись к Страсбургской конвенции 1988 года, которая должна улучшить взаимодействие казахстанских налоговых органов с международными. В подписании конвенции приняли участие 90 стран, в том числе 19 офшорных юрисдикций. Данное соглашение позволяет странам-участникам обмениваться налоговой информацией по резидентам, что дает Казахстану возможность отслеживать наличие имущественной собственности и денежных средств у казахстанцев за рубежом, и сверять их с данными по декларации.
С момента обретения независимости в Казахстане проведены три легализации. По итогам последней из них, завершившейся в 2017 году, легализовано 151 тыс. объектов недвижимости и вовлечено в легальный оборот 4,1 трлн тенге. Эти активы позволили увеличить налоговые поступления на 950 млрд тенге в год.
Однако легализация имущества наряду со всеобщей декларацией доходов казахстанцев обеспечивает частичный возврат средств, и не является комплексным решением проблемы оттока капитала. Более того, по данным Генеральной прокуратуры, экономические преступления в стране лишь возросли. А это означает, что казахстанцы по-прежнему сомневаются в сохранности собственного капитала и возможности его увеличения, внутри страны.
В 2019 году казахстанскими инвесторами выведено заграницу 2,7 млрд долл. США
Тем не менее за последние пять лет отток прямых инвестиций за рубеж сократился в 2,6 раза. Чаще всего денежные средства направляются на Кипр, Нидерланды и Каймановы острова – около 1,4 млрд долл. США. А основным видом деятельности, в рамках которого происходит вывод капитала выступает обширная сфера финансовых услуг за исключением страховых и пенсионных фондов.
Как отмечают инвесторы, отток капитала из страны происходит из-за того, что в Казахстане слабо развиты инструменты, альтернативные банковским вкладам. Например, услуга private banking, направленная на сохранение и увеличение капитала физических лиц, сумма которого превышает 100 тыс. долл. США, предоставляется лишь 10 из 27 казахстанских банков. Спрос на этот вид услуги остается низким, так как казахстанцы в большей степени доверяют средства международным банкам. Поэтому финансовый сектор Казахстана упускает потенциал рынка private banking, объем которого составляет около 1 трлн тенге.
Как снизить отток казахстанского капитала?
Стимулировать казахстанских инвесторов сократить вывод денежных средств за границу возможно благодаря развитию в стране системы private banking. Услуга в первую очередь позволит решить ключевую проблему финансового сектора – недоверие к локальным БВУ, которое также сопровождается высокими девальвационными и инфляционными ожиданиями.
Важно отметить, что услуга private banking – это лишь инструмент, а не причина оттока или притока активов. Его развитие позволит локализовать капитал инвесторов внутри страны только при наличии доверия к внутреннему рынку. Поэтому Казахстану необходим приход международных организаций, оказывающих данный вид услуги, а также создание партнерства между иностранными и казахстанскими банками и инвестиционными компаниями. Благодаря этому рынок может вырасти до 2,5 млрд долл. США к 2025 году.
Но помимо коммерческих банков, основу для развития private banking также создает и государственная инициатива — Международный финансовый центр «Астана». В частности, с запуском МФЦА, в Казахстане появились современные инструменты по управлению активами и инвестициями. Например, доступна возможность передачи активов в трастовое управление. Такая форма имущественных отношений позволяет состоятельным казахстанцам передавать свои активы в доверительное управление с целью получения прибыли конечными бенефициарами. При этом основная цель траста – защита активов от возможных рисков.
Трасты пользуются широкой популярностью в западных странах, так как являются инструментом англо-саксонской правовой системы, которая обеспечивает простоту их применения, понятную концепцию, гибкость структуры и юридическую защищенность передаваемых активов.
В юрисдикции МФЦА уже зарегистрировались крупнейшие международные компании, которые работают в системе private banking. Например, швейцарские компании Blackfort Capital и Clarus Capital. А это подтверждает высокое доверие иностранных финансовых институтов к казахстанскому финцентру. Именно с их приходом на казахстанский рынок для состоятельных казахстанцев откроется весь спектр VIP-услуг, которые пока они вынуждены искать за рубежом.