Поговорили с Ниной Быченко, генеральным директором HeadHunter Казахстан о переводе компании на home office, изменениях на рынке труда на фоне карантина и антикризисных мерах выхода из кризиса.
Нина, сегодня все новостные ленты пестрят о пандемии, введенном карантине и переводе офисных сотрудников на удаленную работу. Расскажите, как вы справились с этой задачей?
Начну, наверное, с того, что сейчас максимально возможное количество компаний перешли на удаленный график работы, и каждый может поделиться своим опытом перехода. И делиться надо, потому что узнавать опыт других компаний всегда интересно и очень полезно.
Что касается нашей компании, когда 19 марта г.Алматы закрыли на карантин, то с того же дня 70% сотрудников перешли на удаленную работу. В первую очередь, это те сотрудники, которые живут в пригороде, а также те, у которых маленькие дети и кто имел успешный опыт удаленный работы. Еще за неделю до введения карантина мы, со своей стороны, предусмотрели возможность перевода всего штата на удаленную работу и поэтому морально и технически были к этому готовы.
А 30 марта, с введением усиленного режима карантина, уже весь коллектив перешёл на удаленную работу.
HeadHunter – компания про людей. Помимо сохранения численности штата и размеров заработных плат, главными вопросами на том момент перед нами встали — вопрос коммуникации, сплочённости и поддержки. Чтобы ни один сотрудник, перешедший на удалёнку, не ощущал себя отрешенным от коллектива и информационного поля, и это никоим образом не отразилось на его эмоциональном состоянии и работе.
Мы с первого же дня ввели ежедневный дайджест – информационную рассылку по всем сотрудникам, в которой публиковали отзывы и впечатления каждого сотрудника от удаленной работы, добавили мотивационные обращения от руководства, новости и пр.
Дайджест вызвал шквал эмоций со стороны сотрудников, потому что читать новости «про себя» и своих коллег это очень интересно. Дайджест мы рассылаем уже на протяжении месяца, меняются темы, на которые рассуждают коллеги, и это позволяет нам много нового и интересного, а порой и неожиданного, узнавать друг о друге.
Так же в течение дня в онлайн режиме руководитель каждого отдела связывается как со всем отделом, так и с каждым сотрудников по отдельности. Обязательное условие – видеозвонок. Здесь не обязательно должны быть разговоры о работе, тем самым мы хотели сохранить текущие традиции при переходе на удаленную работу и заменить то неформальное общение, которое происходило в стенах офиса.
Провели среди сотрудников анонимный опрос: спросили, все ли есть дома для организации комфортного рабочего пространства, какие страхи/переживания имеются, важно ли вам получать от руководства похвалу и т.д. Так, 42% ответили, что им нравится новый формат работы, а 58% сотрудников хотят поскорее вернуться в офис. Правда, уже через неделю желающих работать удаленно поубавилось, потому что многим не хватает живого общения и комфортных условий для работы, которые сложно воплотить дома.
В конце рабочей недели в онлайн режиме мы собираемся всем коллективом, где каждый руководитель по очереди рассказывает о новостях своего отдела, планах на неделю следующую. Тем самым, мы находимся в едином информационном поле, знаем в каком направлении двигаться, обсуждаем все возникшие идеи, предложения сотрудников.
Планируем всей командой в пятничный вечер играть в интеллектуальные игры онлайн.
Возвращаясь к вопросу численности штата, мы не сократили ни одного сотрудника. Те сотрудники, функционал которых не подразумевал удаленную работу, был переведен на другой вид работы.
Помимо обеспечения сотрудников всем необходимым для работы дома, компания также компенсирует их затраты за услуги Интернет и электроэнергию.
К слову, уже на протяжении месяца данные внедрения помогают нам поддерживать сплоченность и коммуникацию в компании и ни один сотрудник не остается без внимания и поддержки.
Нина, данные вашего сервиса hh.kz напрямую отображают ситуацию на рынке труда. Поделитесь, какие изменения сейчас происходят и что нам стоит ожидать на рынке труда по завершению карантина?
Да, рынок труда – это прямое отражение экономической и социальной ситуаций в стране, а все изменения рынка труда показывают данные hh.kz. Если мы на протяжении многих лет наблюдали рост экономики страны, увеличение рабочих мест, а, соответственно, и вакансий, то ситуация с карантином несколько изменила привычную картину.
Нет, не все так плохо. Подбор сотрудников ведется, вакансии размещаются по всему Казахстану, в некоторых компаниях острая нехватка рабочего персонала, потому что их штатные сотрудники оказались вне карантинной зоны.
Что касается спроса со стороны работодателей, то мы видим, как растет число вакансий с удаленным графиком работы – это информационные технологии, продажи, консультирование.
Востребованы врачи и медперсонал, профессиональная область «Медицина, фармацевтика» даже вошла в топ востребованных профобластей со стороны работодателей, чего раньше мы не наблюдали.
К сожалению, в период карантина одной из первых пострадала сфера услуг – фитнес-залы, салоны красоты, развлекательные центры, общепит. Профессиональная область «Туризм, гостиницы, рестораны», до карантина уверенно занимавшая лидерские позиции по количеству вакансий, сейчас резко опустилась в списке востребованных профессиональных областей среди работодателей.
Делать выводы и говорить о невостребованности каких-либо профессий в посткризисный период рано. Мы всегда обращаем внимание на то, что в цифровом мире очень быстро меняются все сферы жизнедеятельности, что востребованы те специалисты, которые легко и быстро могут адаптироваться к любым изменениям, обучаться новым технологиям. Без работы не останутся те специалисты, которые имеют так называемые «гибкие навыки». Карантин тому подтверждение: сейчас компаниями разрабатываются новые онлайн-продукты, педагоги освоили программы дистанционного обучения, ресторанный бизнес перешел на бесконтактную доставку, фитнес-тренеры записывают видеотренировки и многое другое.
Ситуацию в экономике усугубляет нестабильный курс доллара, повышение цен на сырье, материалы, а значит и на стоимость предоставляемых товаров и услуг. Как себя ощущает HeadHunter в текущих условиях?
Мы пересматриваем свою ценовую политику, но делаем это в начале года и все наши клиенты обязательно об этом заранее информируются и имеют возможность запланировать бюджет на следующий год с учетом наших правок.
Именно то, что мы онлайн-платформа, позволяет нам достаточно адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. Безболезненный перевод всего штата на удаленку является прямым тому доказательством.
Текущие события, которые переживает общество, экономика, рынки, в том числе рынок труда, мы воспринимаем, прежде всего, как проверку нашей бизнес-модели и гибкости HeadHunter как технологического лидера в онлайн-рекрутменте.
Даже в такой ситуации у нас есть достаточно высокий запас прочности, что позволяет принимать антикризисные меры в поддержку казахстанских компаний.
Сейчас мы поддерживаем казахстанские государственные медучреждения, испытывающие в период карантина острую потребность в персонале, и размещаем вакансии врачей и медработников бесплатно. Так же размещаем бесплатно вакансии компаний по рабочему персоналу – той категории населения, которая особо пострадала после введения карантина.
Чтобы помочь компаниям привлечь внимание лучших и подготовить кадровый запас к выходу из карантина, мы ввели дополнительные акции: снижение цен на все услуги, удвоение сроков размещение рекламы.
Проводим по 2-3 вебинара в неделю с экспертами из разных областей, чтобы обменяться опытом: про перевод команд на «удаленку», про поиск сотрудников в новых реалиях, выхода HR из кризиса и многие другие вопросы.
А самое главное, всем нашим клиентам – прямым работодателям, которые были зарегистрированы на нашем сервисе до 21 апреля, мы начисляем по 2 вакансии «Стандарт», которыми они могут ими воспользоваться до 30 июня этого года.
Думаем, что все эти антикризисные меры будут служить отличным подспорьем при выходе компаний из карантина, потому что наш основной фокус был и остается – повышать и совершенствовать эффективность поиска для всех участников рынка труда.