Развитие торговли замедляется

0
528

В 2019 году торговый сектор стал ключевым драйвером роста национальной экономики. Однако третий год подряд темпы роста розничной торговли снижаются, несмотря на применяемые в стране меры по повышению доходов населения. Согласно статистическим данным их эффект нивелирован ростом спроса в стране на покупку жилья и увеличением объема депозитов в банках. Тем не менее в 2020 году прогнозируется усиление вклада торговли в ВВП страны на уровне 18,4%.

Торговая отрасль является одной из крупнейших и быстроразвивающихся секторов экономики Казахстана, затрагивающая интересы всех субъектов рыночных отношений: населения, производителей товаров и услуг, торгующих предпринимателей и государства. В данном секторе функционируют 83,2 тыс. предприятий, что в 2 раза больше, чем в строительстве – отрасли, являющейся второй по количеству организаций.

По итогам 2019 года вклад торговой отрасли в экономику страны составил 16,9%. По данному показателю торговля опередила горнодобывающий сектор, который длительное время был локомотивом экономики. Тем не менее в ряде стран доля отрасли в ВВП значительно выше показателя Казахстана, например, в России торговля занимает 30% от ВВП. Очевидно, что потенциал торгового сектора раскрыт не полностью и в долгосрочной перспективе потребительский сектор может стимулировать более ускоренный рост экономики.

За последние три года темпы роста розничных продаж снизились из-за увеличения спроса населения на покупку жилья и роста депозитов в БВУ
Объем розничной торговли по итогам 2019 года достиг 11,3 трлн тенге, увеличившись на 12,7% в сравнении с 2018 годом. Тем не менее темпы роста розничных продаж с 2017 года постепенно снижаются, несмотря на применяемые государством меры стимулирования – повышение заработных плат госсектора, увеличение пенсионных выплат, сохранение инфляции в коридоре 4 — 6%, сокращение долговой нагрузки населения и субсидирование процентных ставок по ипотеке.

Как показывает статистика снижение интенсивности продаж связано с ростом спроса населения на покупку жилья и увеличением накоплений на депозитах. Так, по итогам 2019 года количество сделок купли жилья выросли на 20%, объем ипотечного кредитования — на 30%, а накопленные сбережения в АО «Жилстройсбербанк» — на 29%. В свою очередь депозиты в банках второго уровня выросли на 26%. То есть фактически население сократило потребительские расходы, переориентировав их в долгосрочные вложения.

Половина объема розничной торговли приходится на города Алматы, Нур-Султан и Восточно-Казахстанскую область
За последние три года обороты продовольственных и непродовольственных товаров демонстрировали нестабильную динамику. Так, если в 2017 году реализация продовольственных товаров увеличилась на 12%, а непродовольственных – снизилась на 0,8%, то в 2018 году наблюдается обратная динамика – оборот продовольственных товаров сократился на 1,6%, а непродовольственных увеличился на 11,2%.

В 2019 году реализация товаров демонстрирует более слаженную динамику — оборот продовольственных товаров увеличился на 3,2%, достигнув 3,8 трлн тенге, а рост непродовольственных товаров составил 7,1% с объемом реализации в 7,7 трлн тенге.
Региональным лидером на потребительском рынке традиционно является город Алматы, где объем розничных продаж за год вырос на 19,6%, достигнув 3,6 трлн тенге. Также в ТОП-3 регионов входят город Нур-Султан с объемом торговли 1,3 трлн тенге и Восточно-Казахстанская область с торговым оборотом в 1 трлн тенге. Перечисленными регионами формируется половина розничного оборота страны, что в денежном выражении соответствует 5,9 трлн тенге.

72% розничного оборота обеспечивают малые предприятия и индивидуальные предприниматели
Торговый сектор в Казахстане развивается стабильно, однако темпы роста остаются невысокими. Сектор остается крупнейшим в экономике страны, обеспечивая деятельностью 83,2 тыс. предприятий. Тем не менее несмотря на увеличение продаж, предприятия сохраняют малую форму – в стране действуют 82,6 тыс. малых предприятий. А количество средних и крупных предприятий сокращаются последние три года в среднем на 4% и по состоянию на 1 января 2020 года их количество составило 372 и 167 соответственно.

Соответственно, основной объем продаж формируют индивидуальные предприниматели – 41,9% от всего товарооборота, а вместе с малыми предпринимателями — 72% продаж. Доля средних и крупных предприятий в розничных продажах составила лишь 28%.
С 2017 года торговля также является крупнейшим работодателем в стране – 16% от всего занятого населения задействованы в данном секторе или 1,4 млн работников.

За пять лет инвестиции в торговлю выросли практически в 2 раза
По итогам 2019 года инвестиции в основной капитал в торговую сферу составили 234,2 млрд тенге, увеличившись на 8,4% в сравнении с 2018 годом. При этом 90% средств приходятся на собственные активы предприятий, а остальные 10% формируют банковские кредиты и заемные средства. То есть развитие торговой сферы осуществляется без финансирования со стороны государства.

В свою очередь приток иностранных инвестиций в торговлю сократился — за девять месяцев 2019 года объем привлеченных инвестиций составил 2,2 млрд долл. США, тогда как в 2017 году показатель составлял 2,4 млрд долл. США, а в 2018 году – 2,6 млрд долл. США.

Индекс физического объема розничной торговли в 2020 году может составить 6,3%
Последствия мирового и финансового кризисов 2008 и 2015 годов существенно сократили объем потребительского рынка в долларовом выражении. Если в 2013 году объем розничных продаж достигал 36 млрд долл. США, то в 2019 году показатель составил 30 млрд долл. США.

Экономическая значимость потребительского рынка заключается в том, что объем розничных продаж имеет тесную связь с показателем ВВП на душу населения. То есть торговля оказывает прямое влияние на развитие национальной экономики. При этом учитывая повышение заработных плат в госсекторе и рост экспорта казахстанской продукции, товарооборот в 2020 году ориентировочно увеличится на 6,3%, что позволит усилить вклад торговли в ВВП страны до уровня 18,4%.