Куда потратили казахстанцы 10 трлн тенге

0
991

Розничная торговля в Казахстане набирает активные обороты – за пять лет объем продаж увеличился практически на 80%. В текущем году за одиннадцать месяцев объем розничной торговли составил около 10 трлн тенге.

Современное состояние мировой экономики, характеризующееся ростом инфляции на крупных рынках, изменениями в денежно-кредитной и финансовой политике, а также девальвацией валюты, создает риски замедления роста экономики в большинстве развивающихся и развитых стран. Очевидно, что сложившийся экономический коллапс серьезно скажется на экспорте и внешних инвестиционных потоках. В результате производственные мощности промышленного сектора существенно сократятся.

Более того, уже в текущем году видно, что степень влияния промышленного производства и горнодобывающего сектора на экономику Казахстана ослабевает. Однако растет потенциал оптовой и розничной торговли, что свидетельствует об улучшении ситуации на внутреннем потребительском рынке.

Так, за последние пять лет объем розничной торговли в Казахстане вырос на 78,3%. При этом следует отметить, что рост цен по отношению к декабрю 2015 года составил 25,7%, а доходы населения на потребление товаров выросли сразу на 40,7%.

По итогам одиннадцати месяцев 2019 года объем торговли достиг 9,95 трлн тенге, увеличившись на 12,5% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года. Более того, в текущем году среднемесячный торговый оборот достиг около 1 трлн тенге, тогда как в 2018 году показатель составлял 840 млрд тенге.

Согласно структуре розничной торговли, основной объем или 68,2% приходятся на непродовольственные товары. При этом объем затрат на покупку одежды практически в 2 раза превышает затраты на приобретение новых автомашин. Так, в 2018 году казахстанцы потратили 963,7 млрд тенге на одежду, а на автомашины – 447,8 млрд тенге.

В структуре продовольственных товаров треть денежных средств или 948,4 млрд тенге потрачено на покупки мясных изделий и напитков, в том числе алкогольных.

Индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса традиционно являются основными источниками торговли — ими реализовано 41,5% и 30,5% товарооборота соответственно. Доля торговли средними предприятиями от общего объема составила 19,4%, а крупными – лишь 8,6%.

Больше всего товаров реализовано в городах Алматы (31,2%) и Нур-Султан (11,5%), а также Карагандинской (8,8%) и Восточно-Казахстанской (8,7%) областях.

В свою очередь развитие торговли представляет собой положительный тренд, так как торговля стимулирует рост финансовой устойчивости предприятий, формирует основы стабильности государства, являясь бюджетообразующей составляющей, повышает благосостояние населения, обеспечивает рынок новыми рабочими местами и создает здоровую конкурентную среду.