Максим Агеев, генеральный директор Schneider Electric в Казахстане в интервью журналу Бизнес-мир Казахстан.
Компания Schneider Electric при поддержке «Тенгизшевройл» открыла в Атырау полномасштабный тренинговый центр, максимально точно моделирующий реальные условия эксплуатации оборудования Schneider Electric, широко используемого в нефтегазовой и других отраслях промышленности Казахстана. Данный тренинговый центр позволит существенно повысить эффективность подготовки инженерного персонала региона, а также будет использоваться в социальных целях для более качественной подготовки студентов инженерных специальностей. Подробнее о проекте рассказывает Максим Агеев, генеральный директор Schneider Electric в Казахстане.
– Максим, расскажите, как появилась идея создания центра?
– Ни для кого не секрет, что в Казахстане достаточно сложно найти квалифицированных инженеров под какие-то специальные, особенно новые технологии. Обычно эту проблему в нашей компании мы решали за счет ротации. Приглашали инженеров из других стран СНГ, потому что нам повезло и мы можем себе позволить работать с персоналом, который находится у нас в кластере. Также мы брали менее подготовленных инженеров, сами подготавливали их, включали в международные проекты, делали все, чтобы получить специалистов необходимой квалификации. И, казалось бы, хорошо, мы это делаем для себя. Но мы видим, что в частности, на западе Казахстана, а конкретно в нефтегазовой отрасли, развиваются большие инвестиционные проекты и возрастает потребность в квалифицированном инженерном персонале. Мы общались с рядом университетов, смотрели исследования по потребности в инженерном персонале на западе Казахстана: и графики расходятся. График потребности в инженерах (а они там нужны тысячами) показывает сильную положительную динамику, а график подготовки специалистов не соответствует ей, будучи практически плоским. Отчетливо виден существенный разрыв между потребностями в инженерах и тем, что предлагает рынок труда. Такие компании, как «Тенгизшевройл», которая является нашим главным партнером по тренинг-центру, были готовы перевозить рабочую силу, и они направляли своих инженеров учиться, например, в Россию (СанктПетербург) или другие зарубежные страны. Но нужно понимать, что это связано с огромными затратами, и денежными, и временными.
И я сейчас говорю не о базовом образовании инженеров, я говорю именно о профессионалах, которые уже работают на местах. Компания Schneider Electric явл яется мировым экспертом в сфере цифровых технологий, энергетического оборудования и автоматизации. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию с потребностью в квалифицированных кадрах, мы в компании задались вопросом: можем ли мы в каком-то понятном, близком для «Тенгизшевройл» месте, в частности Атырау, воссоздать реальные условия эксплуатации, чтобы обучать людей на оборудовании в условиях, близких к фактическим на месторождении. И благодаря командной работе Schneider Electric и «Тенгизшевройл» мы пришли к концепции тренинг-центра, которую успешно реализовали.
На 200 кв. м в бизнес-центре River Palace открыта уникальная площадка, которая максимально точно моделирует реальные условия эксплуатации оборудования Schneider Electric, широко используемого в нефтегазовой и других отраслях промышленности Казахстана. Это один из самых крупных наших учебных центров в СНГ.
– О каком конкретно оборудовании идет речь?
– В реальном полноформатном масштабе установлено точно такое же оборудование, которое работает в ТШО на промышленных объектах. Мы установили оборудование низкого напряжения – наше самое современное решение по шкафам Okken. Это решение соответствует наивысшим стандартам промышленной безопасности и надежности. В тренинг-центре, естественно, все будет под напряжением.
С инженерным персоналом будут моделироваться реальные рабочие ситуации. Мы планируем выполнять определенную общую теоретическую часть, практическую отработку навыков, тесты, экзамен, в том числе в зале, где расположено оборудование, будут отрабатываться производственные ситуации. Цель – не уезжая из Атырау, не отправляя никуда инженеров, здесь, на месте, учить их по самым высоким стандартам работать именно с тем оборудованием, которое потом они будут эксплуатировать. Это обеспечит экономию затрат, повышение эффективности обучения, позволит подготовить больше специалистов, причем без отрыва от производственного процесса. Проект реализуется при поддержке «Тенгизшевройл».
– Говорит ли это о какой-то эксклюзивности обучения для ТШО? Или же все-таки любая компания сможет обучить свой персонал в вашем центре?
– Эксклюзивности для «Тенгизшевройл» нет. Это центр обучения для всего Западного Казахстана. Мы планируем использование этого центра обучения в широком формате для всех, кто заинтересован. Сейчас, конечно же, мы больше сосредоточены на качестве реализации и не делаем ставок на количественные показатели по обучению, но мы уверены, что центр будет востребован, и многим компаниям он реально необходим.
А еще мы в Schneider Electric за устойчивое развитие и социальную ответственность. Мы хотим на базе центра реализовывать определенные социальные программы, обучать студентов на реальном оборудовании. Естественно, насколько это будет возможно, ведь есть загрузка под производственный персонал. Но мы не собираемся закрывать двери этого центра, мы хотим, чтобы студенты, которые учатся, посмотрели на реальное оборудование: это будет для них очень полезно. И речь идет именно о социальных программах, у нас нет цели обучать студентов вузов за деньги.
– А в целом этот тренинговый центр – это коммерческий проект для Schneider Electric?
– Да, это коммерческий проект, мы инвестируем деньги и как компания, естественно, рассчитываем их вернуть. Мы уверены, что это будет прибыльный проект. Это конкретные профессиональные платные тренинги для производственного персонала. Это ни в коем случае не чисто социальный проект. Но мы хотим его использовать в том числе и для социальных опций.
– Можем ли мы поговорить об инвестициях? Сколько уже вложено в этот центр? И как скоро вы рассчитываете на возврат инвестиций?
– В этот центр нами вкладывается более миллиона евро. И я бы не сказал, что это огромные инвестиции с точки зрения CAPEX. Это тренинговый центр, а не промышленное производство, и с точки зрения интеллектуальных инвестиций, на мой взгляд, это достаточно хорошие цифры.
Мы ожидаем, что окупим проект в ближайшие 2 года. Мы видим, что образование – это хороший бизнес. Именно профессиональное образование. И мы пытаемся поймать этот тренд. Объективно говоря, единицы среди крупных компаний на казахстанском рынке готовы создавать собственные центры по обучению и подготовке персонала, а средние и мелкие предприятия в целом не готовы. И в этом смысле мы предоставляем прекрасную альтернативу центру обучения компании. Им уже не нужно нести такие затраты для реализации учебного проекта на базе своей компании, они могут воспользоваться предложением нашего тренингового центра. Особенно учитывая тот факт, что у нас есть своя ниша, мы в ней профессионалы, и мы гарантируем качественное обучение.
– Давайте поговорим о самом обучении. Сколько оно будет длиться? Каков формат? Какова максимальная вместимость центра?
– Благодаря нашему партнеру ТШО мы разработали целую линейку образовательных курсов. Это порядка 10 видов курсов, продолжительность которых – от одного дня до недели. Одновременно мы можем обучать примерно 2 группы по 15 человек. Лимитирующий фактор связан с производственной частью. Мы предпочтем получить количественно меньшие группы, но убедимся в том, что каждый участник группы провел достаточно времени у оборудования, отрабатывая практические навыки.
На текущий момент центр только открылся, но программа уже расписана на 3 месяца. Более того, мы уже четко понимаем, какие курсы будут запущены и какое количество специалистов и инженеров будет проходить обучение в следующем году.
У компании Schneider Electric есть центры обучения в нескольких городах СНГ: в Москве, Санкт-Петербурге, теперь и в Атырау. И мы хотим центр обучения в Атырау интегрировать в общую сеть, в том числе внедрить определенные образовательные стандарты, чтобы была общая база преподавателей. Делаться это будет для того, чтобы обеспечить еще более качественный контент. Таким образом, мы сможем отрабатывать больше практических вещей. Потому что такого оборудования, которое стоит в Атырау, нет в Санкт-Петербурге и Москве. И мы можем площадку для обучения в Атырау использовать для обучения инженеров из России, Беларуси, Армении, других стран.
И еще есть идея реализовать в центре проекты с университетами в рамках Digital MBA. Конечно, само по себе понятие digital – это очень широко. Но мы можем делать профессиональные мастер-классы или практические программы в рамках Digital MBA в партнерстве с каким-либо вузом, например, с АУЭС. На мой взгляд, MBA-программам обычно не хватает практической привязанности. В рамках такой программы мы можем приглашать участников на наши цифровые предприятия во Франции и других странах, демонстрировать, как в реальности все это работает и какие преимущества дает. Потому что уж слишком много пускания пыли в глаза вокруг цифровизации, но когда речь заходит о конкретных результатах, цифрах, об экономии, которую видно, о продуктивности, далеко не все компании могут это продемонстрировать.
Мы понимаем, что сейчас ни один центр обучения не может быть чисто в физическом пространстве, и мы в том числе планируем запуск виртуальной площадки. У нас есть такая площадка по СНГ, которая называется Schneider 4U. По сути, это электронная форма обучения. Там есть тоже определенный каталог тренингов. Их можно приобретать, подписываться, получать digitalконтент через площадку. И мы хотим такую площадку запустить и в Казахстане. Также в перспективе мы планируем использование иммерсивных технологий (в частности, виртуальной реальности) в образовательном процессе. Это даст возможность обеспечивать присутствие наших преподавателей со всего мира в тренинг-центре в Атырау. Тогда, например, эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга смогут вести лекции и тренинги для персонала казахстанских компаний за счет виртуального присутствия.
– Поскольку это образовательный центр, логично спросить: какой документ вы будете выдавать по окончании обучения и как он будет котироваться в профессиональном сообществе?
– Мы не претендуем на диплом государственного образца, я уже отметил, что это именно профессиональное образование. По окончании курса каждый участник, прошедший аттестацию, получит сертификат образца Schneider Electric.
Подтверждением тому, насколько такой сертификат ценится, служат несколько факторов. Первый фактор: у нас, например, динамика роста бизнеса по обучению в зоне СНГ, куда входит Казахстан, – более чем 50%. Тот образовательный контент, который мы предоставляем, пользуется спросом на рынке. Второй момент: наш сертификат очень часто является требованием в различных тендерах. Если там идет речь об обслуживании оборудования или о закупке какого-либо специфического оснащения, то для того чтобы потом обеспечить эксплуатацию и сервис, требуется определенный сертификат, который мы как вендор предоставляем. Третий момент – заслуженное имя Schneider Electric, рынок, который нас воспринимает хорошо. Мы уверены в том, что предоставляем качественный контент. Мы верим, что наши сертификаты являются высоким стандартом для профессионалов в своем деле. Инженер, который хочет быть специалистом по эксплуатации сложного оборудования на западе Казахстана, имея подтверждение своих знаний от Schneider Electric, всегда сможет на деле подтвердить работодателю, что он компетентен. Потому что любая образовательная программа у нас заканчивается испытанием. Это тесты и практическая часть, то есть в любом случае это экзамен. Мы здесь очень строги. И у нас высокий показатель по тем, кто не сдает экзамен с первого раза. Мы должны быть убеждены в том, что выпускник программы действительно освоил технику, поэтому мы жестко все контролируем. Мы планируем вести реестр тех, кто обучился и какие сертификаты получил, для того чтобы работодатель имел достоверную информацию о своих подчиненных или потенциальных сотрудниках.
– Благодарю вас за беседу, Максим, и желаю успехов и процветания вашему новому проекту!
Беседовала Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина